НАВЕРХ
 

10 ноября 2020 | 14:05:14



Чистенько, но бедненько

Новокузнецк благоустраивается бессистемно и безлико.

На днях я смотрела по телевизору программу о том, как решают вопрос жизненного пространства в мегаполисах, таких, как Мехико. Это, между прочим, один из самых загрязненных городов мира. И прежде всего он страдает от количества личных автомобилей. Только в последние годы власти города пытаются пересадить людей в общественный транспорт, а инициативная общественность требует сократить количество парковок в центральной части города и на их месте создать зеленые уголки. И в других городах мира делают так же, особенно в исторических центрах.

Программа натолкнула меня на мысль — а каков план развития жизненных пространств в Новокузнецке? Скажем, на ближайшие 10-20 лет. Сейчас федеральный бюджет выделяет нам средства на национальные проекты: их тратят на ремонт дорог и дворов, реконструкцию общественных территорий — парков, скверов, площадей. Но есть ли система в этой работе? Кто и когда определил, что сейчас нам надо это, а через пять лет мы планируем развивать вот эту часть города?

Судя по всему, такой системы нет. Конечно, ведь надо спешить, пока деньги дают. Через пару лет “лавочку прикроют”, а мы таких средств не накопим, чтобы самостоятельно оплатить ремонт. В итоге площади и аллеи похожи друг на друга, как братья-близнецы — ни харизмы, ни изюминки. Разве что сквер имени Выпова немножко отличается — особенным металлом для клумб, причудливыми малыми архитектурными формами, фонарями… Но клумбы как выглядели ржавыми, так и выглядят — хоть что ты делай, никакого особенного вида, кроме ржавого, они не приобрели. Может, нам подделку за бешеные деньги подсунули? Или только художник с утонченным вкусом способен разглядеть в них нечто оригинальное? А простой народ так их и не оценил. Да еще дорожки вытоптал не там, где проектировщики нарисовали, а там, где ходить удобно.

Дворы после реконструкции тоже ничего особенного из себя не представляют. Оно и понятно — сколько денег, столько и танцев.

Но видно, что все дизайн-проекты — не для красоты и удобства, а для того, чтобы прикрыть дыры, которые образовались со времен постройки домов.

Пусть бедненько, но чистенько, тут уж не до изящества.

И огромную часть этих дворовых пространств занимают парковки… “Груды штампованного железа”, как говорили в одном известном фильме, стоят ровными плотными рядами — тютелька в тютельку, чтобы выехать и не свернуть зеркала у соседей. Ничего, что на улице, на холоде, под снегом — главное, чтобы от дома лишних шагов делать не надо было.

При этом детская площадка ютится на пятачке, которая, в лучшем случае, и десятой части этой парковки не займет. Нет уже во дворах ни клумб, ни теннисных столов, ни беседок. Почетное место — у машин! И это нормально. Растет благосостояние граждан, а имущество надо где-то хранить.

Безусловно, автомобиль — это быстро, тепло, статусно.

Только автомобили постепенно вытесняют из города людей.

Нам говорят: никто ж не знал раньше, что столько машин будет, вот и строили все впритык. А теперь и у школы нужна парковка, у детского сада — тоже. И у театра, у музея, у торгового центра, у ресторана. Так город превращается в сплошную парковку.

В то время как весь цивилизованный мир развивает транспортные сети, отдавая предпочтение экологичному пассажирскому электротранспорту, мы отдаем проспект Металлургов автомобилям, убирая с улицы трамваи — вслед за проспектом Курако. Бог с ним, что исторически трамвай был здесь с 30-х годов, с самого Кузнецкстроя.

Но почему мы гордимся построенной автомагистралью, как будто сделали что-то революционное, прогрессивное, неповторимое? Обычная дорога.

И ту закатали неровно, надо переделывать.

А где же планирование города как пространства для жизни людей? Нашлось место для площадки воркаута — воткнем площадку. Захотят люди площадь отремонтировать — отремонтируем, но не сразу, через год-два. Только до площади этой еще надо добраться — нужны пешеходные связи, тротуары, велодорожки и дорожки для скейтов, самокатов, наконец, для колясок — детских и инвалидных. А также удобные транспортные маршруты — не по принципу “откуда больше всего народу едет”, а по принципу “как связать пространства”. Тогда и люди будут туда стремиться. Но в итоге всё в городе оказывается по отдельности, без связей.

К примеру, площадь общественных мероприятий так и остается асфальтированным пустырем.

Мальчишки катаются на самокатах в скейт-парке, но это очень маленькая часть городского населения. Остальным здесь и делать нечего. Похоже, власти делают все, чтобы люди на площадь не ходили, не встречались, не общались, не занимались вместе чем-то общим. Только мальчишкам-экстремалам тут и интересно.

Или сделали чистенький двор с детским городком и большой парковкой (куда ж без нее!), недалеко — сквер с новой плиткой и парковыми диванами, а между ними “убитая” муниципальная дорога, до которой руки не дошли и денег нет. Как будто это не один город, а соседняя планета: это наше, это ваше, а посередине — ничье. Потом когда-нибудь. Наверное.

Скажете, время сейчас такое — приходится жить одним днем, делать то, на что дают деньги, пока и это не отобрали? Верно, завтра все может быть по-другому. Например, уедут лучшие, перспективные, способные создавать новое, прогрессивное, интересное для будущей жизни. Оставят город, не видя даже намека на оригинальный, свой, а не навязанный кем-то сверху план развития, чтобы было ради чего оставаться. Не ради парковок же им тут жить!

А если такой план развития в Новокузнецке есть, то покажите его горожанам, спросите их мнение, позвольте им проявить свою инициативу и фантазию. У людей есть идеи, надо, чтобы их услышали!

Анна Горлова
Вы можете оставить комментарий.


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.