НАВЕРХ
 

01 февраля 2010 | 12:19:24



«Мусорный» вопрос —

кто выигрывает в новой системе координат, когда твёрдые бытовые отходы измеряют не в кубометрах, а в тоннах?

 

В хозяйстве любого региона и любого города в начале года происходят изменения. Новокузнецк исключением не стал и на этот раз. С 1 января взяли старт новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, за электроэнергию. А тут еще одна новинка – завод по утилизации ТБО теперь принимает мусор исходя из веса, а не объёма как раньше. И вроде как все говорят, что изменения коснутся только специализированных на этом компаний и никак не жителей. Но по факту вопросов возникает много и уже сейчас понятно, что население в стороне тоже не останется.

 

Исторически сложилось, что в Новокузнецке мусор измеряли в кубометрах. Хотя Европа и другие продвинутые части света давно за «мусорную» единицу выбрали тонну. Весь первый год со дня запуска завод по утилизации ТБО отработал по старинке, столкнулся с недопониманием со стороны перевозчиков и выступил с инициативой – переходить на тонны. Посчитали, подготовили проект, и вышли с темой на депутатов.

 

Генеральный директор компании «ЭкоЛэнд» Андрей Функ объясняет:

— Оценить ТБО в кубах очень сложно, непонятно от чего отталкиваться. Можно отталкиваться от ёмкости кузова, но один говорит – а я неполную машину привёз, другой – а я сильно уплотнил. Спорно. Считать количество бачков, которое загружено, тоже не под силу – не ходить же за каждой машиной. Мы решили, что принимать мусор в тоннах – это самый прозрачный вариант. Не надо ни с кем спорить, никому ничего доказывать. Вот есть весы и всё.

 

Менеджер признаётся, что на заводе весь прошлый год отходы взвешивали. Расчёты 2009-го позволяют производственникам посчитать, что за 12 месяцев 2010 года Новокузнецк «намусорит» примерно 120 тысяч тонн. И вроде нет ничего сложного. Есть весы на заводе – сертифицированные, опломбированные. Современные технологии позволяют сохранять данные в нескольких вариантах – в бумажном и в электронном. Привёз мусор, взвесил, зафиксировал и всё. Полную машину или полупустую, утрамбовал мусор или загрузил под завязку, но рыхлых отходов. Но остаются финансовые нюансы. Хотя инициаторы таких изменений во всеуслышание заявляют, что дело вовсе не в этом.

 

— Если переводить всё на финансовый показатель, то для нас разница получится не существенная. – заявляет г-н Функ. — Наша экономическая составляющая не изменится. Как мы получали за тот объём, так и будем получать. Выиграть на этом мы не пытались. Нам это не надо. Нам необходима прозрачность, чтобы нас не обвиняли, что мы неправильно считаем кубы.

 

По словам представителя одной из компаний-перевозчиков, по факту цена за утилизацию мусора с 1 января увеличилась в два раза.

— Вот раньше мы покупали талоны. Стоимость за куб была, если округлить, около 300 рублей. Ёмкость нашего мусоровоза по паспорту — 8 кубов. Значит, чтобы утилизировать машину отходов  мы платили примерно 2 400 рублей. А сейчас в связи с переходом на тоннаж, тот же самый мусоровоз мы утилизируем за 4 800 рублей.

 

Кроме того, для чистоты эксперимента, перевозчикам предлагают потратиться и  переоборудовать мусоровозы. Установить на спецтехнику весы, чтобы взвешивать отходы. Некоторые представители компаний-перевозчиков признаются, что вопрос с весами скорее всего никак решаться не будет – ну кто, говорят они, будет караулить мусорные баки, чтобы фиксировать?!

 

Непросто придётся управляющим компаниям и ТСЖ. По-хорошему, надо контролировать момент загрузки и взвешивания. Но и они с перевозчиками в этом вопросе солидарны.

— Ну, кто будет дежурить? Мы еще и охрану на свой мусор должны нанять? Ну, о чем вы говорите – человеку платить придётся. Кругом вынуждают на никчёмные затраты, которые приходится перекладывать на жителей. Кошмар. Других слов нет.

 

Недоумение нашей собеседницы – председателя ТСЖ «Почин-Ж» Галины Журавлёвой обусловлено вполне аргументированными фактами:

— В прошлом году услуга по вывозу мусора в месяц одному нашему дому стоила 6700 рублей, а с августа, когда ввели новый тариф, который включил и утилизацию, в месяц стало выходить 39000 рублей. Сейчас, в связи с изменениями, мы даже представить боимся — во сколько нам это обойдется.

 

По её словам, в январе для жителей всё пока было по-прежнему. Но это ненадолго.

— Сейчас, — рассказывает Галина Николаевна, — житель платит 74 копейки с квадратного метра. Но разница с фактом получается большой и в феврале мне придётся на собрание жильцов выносить вопрос о повышении платы за вывоз ТБО. Будем предлагать такой тариф, какой выставляют нам – 4 рубля 04 копейки. Условно говоря, человек платил 40 рублей, а будет платить 240 рублей. Поверьте, просто так это не пройдёт. Люди деньги считают.

 

По словам председателя ТСЖ, дотации, которые организация должна получать из городского бюджета за разницу тарифа задерживаются. Конкретно этому товариществу должны около миллиона рублей. А вот завод долг не прощает – сразу предупреждение и всё – мусор на утилизацию просто не принимают. Крутись, как хочешь. Председатель волевым решением вынуждена направлять средства на «мусорную» статью расходов с других. В итоге — прочие работы по содержанию жилья выполняются не в полном объеме.

 

Многие представители управляющих компаний от комментариев на сегодняшний день воздерживаются. Механизм работы «по-новому» пока остаётся не понятным для большинства.

 

— У нас с переводом мусора из кубов в тонны пока ничего не изменилось, – рассказывает директор управляющей компании «Семёрка» Дмитрий Простак. – Условия работы с перевозчиками остались те же, а,  значит, и для жителей всё по-прежнему. По большому счёту, сейчас идёт отладка механизма работы завода ТБО с перевозчиками. Мы в свою очередь ждём регламента от последних. У перевозчиков все технические параметры, все маршруты. Как только они разберутся в новом процессе и выставят нам новые условия, будем смотреть, обсуждать, согласовывать.

 

Как только на городском уровне заговорили о том, что мусор в Новокузнецке начнут взвешивать, люди, которые много лет работают в жилищно-коммунальном хозяйстве, с уверенностью сказали: ну всё, держитесь, начнут подбрасывать.

 

Председатель ТСЖ, в чьём ведении находится 4 дома, делится с нами своими наблюдениями:

— Говорю вам сразу, что дело будет доходить до кулачных боёв. Вот наши дома соседствуют с киосками, рестораном, кинотеатром. А мусор все носят к нам. Сейчас кинотеатр обязали поставить свой бак, но остальные продолжают. Рядом построили новый дом. Площадки своей и баков у них пока нет. Тоже будут к нам носить. Это точно. Делаю замечания, но вижу — как стемнеет, несут. Вот и получается, что нас, ТСЖ, унизили до невозможности. Сделали из нас какой-то отстой. Как будто мы жильцы не многоквартирного дома, а колхоза. Вынуждены вести общее хозяйство и отвечать за соседа. А ведь у нас неплательщиков практически нет. На 5 подъездов всего 3 квартиры должники. Получается сборы у меня 99%.

 

Руководитель управляющей компании «Семёрка» Дмитрий Простак также выразил мнение о том, что если расчёты начнутся исходя из факта, цифра получится несправедливой. В условиях, когда не проконтролируешь – кто бросает мусор в твои баки – эта схема работать не будет. Одно дело, когда, к примеру, контейнер стоит около одного дома, и никто туда со своим мусором уже не придёт. А есть такие территории, где баки стоят вдоль частного сектора и по факту получается, что они обслуживают и его. Как тут по-честному разделить?!

 

Г-н Функ в одном из интервью поделился информацией, что на сегодня из 12 000 юридических лиц договоры с заводом заключили только 4 000. Получается, что остальные выбрасывают мусор нелегально, делая это за счёт других новокузнечан. То есть мусор юрлиц попадает в бачки жилого фонда, что само по себе несправедливо. Директор завода резонно заметил, что «житель должен платить за себя, а юрлицо — за себя». Но вопрос остаётся открытым – кто и как будет охранять мусорные баки. За чей счёт?

 

Многие считают, что может пострадать и экологическая ситуация. Кто-то мусор подбрасывает, а кто-то начнёт хитрить и облегчать баки за счет слива накопившейся жидкости. Как следствие — грязь во дворах. В «ЭкоЛэнде» предложили построить навесы над «мусорными» площадками, чтобы оградить отходы от лишних осадков. Но, к слову, это опять очередные затраты.

 

Все фигуранты говорят, что система сырая и многое предстоит преодолеть. Большинство компаний и организаций признаются, что еще не осознали… всех плюсов и минусов. Говорят, что полноценно проанализировать ситуацию можно будет по результатам января и февраля. Тогда и будет видно – что делать дальше. Депутаты приняли данную схему – «тонны вместо кубов» — на полгода. Если такая система координат приживётся, так оно и будет дальше, ежели нет – всё вернётся на круги своя. Одно верно на сегодня и понятно — в городе происходит попытка перейти на «реальный» объём мусора, и окончательно уйти от так называемой «средней величины».

 

 

© Информационный ресурс «ЖКХ Новокузнецка»

 

P.S.

Когда материал готовился к печати, стало известно, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области возбудило дело в отношении ООО «ЭкоЛэнд» по признакам нарушения закона «О защите конкуренции». В официальном сообщении Кемеровского УФАС России говорится, что оно выразилось «в установлении монопольно высокой цены товара (услуги по утилизации твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и в применении тарифов при расчете с потребителями услуг по утилизации ТБО, не утвержденных Новокузнецким городским Советом народных депутатов».

 

Как сообщили городские СМИ со ссылкой на антимонопольную службу, причиной возбуждения дела стало коллективное обращение 25 управляющих компаний и ТСЖ Новокузнецка. Кто прав в этой ситуации станет ясно уже в феврале, после рассмотрения дела.

Тэги:
Вы можете оставить комментарий.

Комментарии

  1. Елена:

    Да, да, в квитанциях за январь счет за вывоз мусора уже стоит трехзначный, а еще плата за мусоропровод, вот и получается мусор золотым.

  2. Аноним:

    Нашли у кого спросить мнения.. У председателя ТСЖ «Почин-Ж»! Человек совершенно неадекватный и некомпетентный, но мнение конечно у нее есть.

  3. АБВ:

    Уважаемая администрация, в представительской статье вашего сайта, ЭкоЛэнд назван организацией ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ.В данной СТАТЬЕ он именуется заводом ПО УТИЛИЗАЦИИ ТБО. Убедительно прошу внести ясность- чем, все таки занимается ЭкоЛэнд? Не получив ответа на данный вопрос, все дискуссии о размерах платы и пр.,считаю бессмысленными.

  4. redaktor:

    В лицензии ЭкоЛэнда говорится: «Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». http://www.ecoland-nk.ru/ecoland/licenses/
    УТИЛИЗАЦИЯ — (от лат. utilis — полезный) — использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.

  5. Аноним:

    По вопросу вывоза ТБО и утилизация очень странная ситуация на сколько я помню выступление СД Мартина о закрытии старого полигона куда свозили все отходы Уже тогда шли разговоры о повышении цены А он конкретно сказал что не беспокойтесь выделен новый участок куда будут свозится отходы и повышения не будет.
    А в результате в 5,9 раз взлетела цена. Да к таму же отходы большая часть пресуется и закапывается неужеле это так обходится дорого? В результате содержание мусоропровода 0,79 с кв.м +4,04= 4,83 с кв.м «за мусор» похоже не золотой мусор а бриллиантовый. Что интересно тишина как на кладбище по этому вопросу ну очень уж интересно когда прольется свет на этот бриллиант?
    Ау депутаты где вы что скажите и вы тов. Иванов который уж очень был обеспокоен жизнью Домосеть-76 а потом и Ново-Техника как же они бедные будут выживать???
    Да так же как и все но увы там отпрысок средний Мартин помрет же бедняжка…..


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.