НАВЕРХ
 

07 апреля 2010 | 15:50:01



«Задача депутатов — обеспечить прозрачность в работе организаций ЖКХ» — Н.Шатилов

Каждое пятое обращение в Совет народных депутатов Кемеровской области связано с проблемами ЖКХ. Если в 2009 году количество обращений по этому вопросу составляло 5 процентов от общего числа, то за первый квартал 2010-го их доля возросла до 22 процентов.

 

И неудивительно. Именно в начале года для большинства кузбассовцев рост платы за жилье при отсутствии роста заработной платы оказался слишком болезненным. Не случайно областная власть потребовала от органов местного самоуправления проанализировать обоснованность и динамику роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденные товариществами собственников жилья (ТСЖ) и управляющими компаниями (УК).

 

Плата за жилищно-коммунальные услуги складывается  из двух составляющих: оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепло, электроэнергия, газ) и платы за жилые помещения (содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме и работа по управлению этим имуществом). Коммунальные услуги в какой-то мере регулировке поддаются, поскольку оплата за них утверждается органами местного самоуправления (и тарифы все же утверждаются государством), однако полностью влиять на формирование тарифов, утверждаемых ТСЖ и УК, власть неполномочна. А вот прозрачность действий этих компаний возможна: с одной стороны, при корректировке федерального законодательства, с другой — при большей зрелости в выстраивании взаимоотношений компании и собственников жилья. Пока же, к сожалению, многие УК понимают свое участие в этом процессе слишком односторонне, указывая лишь на обязанности собственников. А те, в свою очередь, в большей части еще не усвоили, что, помимо их личной собственности — квартиры, они являются и хозяевами собственности общей — подъезда, крыши, лифтов многоквартирного дома.

 

Сегодня кузбасские власти вправе устанавливать порог максимального роста коммунальных платежей граждан. И если федеральный центр диктует: рост таких платежей не должен превышать 25%, то область, понимая, что кузбассовцы не в состоянии выдержать подобного финансового натиска, опускает планку как можно ниже — до 10-15%. Иными словами, рост платежей за коммунальные услуги в Кузбассе не должен превышать этих цифр.

 

Но тарифы-то при этом все равно выросли, к примеру, на тепловую энергию — до 16,5%! Вот эту разницу вместо кузбассовцев выплачивает бюджет области, и в денежном эквиваленте она составляет около 8 млрд. рублей. С точки зрения федерального центра, это неэффективные расходы бюджета, за что центр областную власть, конечно, не похвалит. Но та сознательно делает подобный шаг: отступать некуда — за спиной кузбассовцы.

 

Заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Александр Микельсон подчеркивает, что рост платежей за жилье в Кузбассе уже много лет сдерживается и является самым низким среди сибирских регионов. Дается это ценой огромного напряжения бюджета. Однако некоторые ТСЖ и УК необоснованно включают в квитанции завышенные данные о расходе воды, например, или новые виды услуг. На что они надеются? В первую очередь, на то, что люди не очень-то разбираются, сколько, за что и почему должны платить. 

 

Но если в целом по области рост тарифов для населения на коммунальные услуги составил уже указанные выше 10-15 проц., то скачок тарифов на тепловую энергию для предприятий малого и среднего бизнеса достиг 56,4%. (Кемерово), а то и 60% (Новокузнецк) и фактически поставил их под угрозу уничтожения. Хотя и здесь вроде бы все объяснимо: такой скачок — следствие снижения объемов «перекрестного» субсидирования цен на энергоресурсы.

 

В этой ситуации, по инициативе спикера кузбасского парламента Николая Шатилова, было проведено расширенное заседание комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательской деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области. В его работе приняли участие представители областной администрации, администраций территорий, областной контрольно-счетной палаты, председатели районных и городских Советов.

 

С точки зрения заместителя главы г. Новокузнецка по жилищно-коммунальному хозяйству Александра Иванова, необходима корректировка федерального законодательства. 

 

«Необходимо максимально четко сформулировать правовую основу договорных отношений между УК и собственниками», — считает заместитель главы города Кемерово Олег Самодумов. – «Есть серьезная нестыковка в законодательстве и по договорным отношениям УК с ресурсно-снабжающими организациями».

 

По словам Олега Самодумова, в областном центре действуют муниципальное автономное учреждение «Жилкомцентр» и расчетно-информационный центр, они помогают более эффективно управлять почти 90 процентами жилищного фонда. В перспективе, считает заместитель кемеровского главы, необходимо создание областной структуры, которая могла бы максимально упорядочить деятельность УК.

 

Проблема регулирования тарифов, по мнению депутата кузбасского парламента, директора Кемеровского филиала ОАО «Кузбасссэнерго» Александра Бенедиктова, должна быть постоянно под контролем депутатов всех уровней. Кроме того, он предлагает вспомнить существовавшую ранее систему нормативов тарифопотерь и жестко спрашивать за сверхнормативные потери.

 

С точки зрения заместителя губернатора Валерия Ермакова, одним из возможных вариантов выстраивания эффективных взаимоотношений с организациями ЖКХ может стать создание областной ассоциации из активно действующих и авторитетных управляющих компаний.

 

Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Николай Шатилов неоднократно указывал на необходимость обеспечения прозрачности в работе организаций коммунального комплекса. В  обращении кузбасских парламентариев  к главам территорий, председателям городских и районных Советов, утвержденном на мартовской сессии, также говорится об открытости ценовой политики предприятий ЖКХ для жителей области. Своеобразной программой действий можно назвать и решение профильного комитета, принятое по итогам расширенного заседания. 

 

Реалии таковы, что переход к экономически обоснованным тарифам неизбежен. А значит, неизбежен и рост платежей. Но пусть это будет все же поэтапный,  более безболезненный, а главное открытый и понятный процесс, как того добиваются кузбасские власти. И еще: помочь в наведении порядка в сфере ЖКХ может и каждый житель многоэтажек, если станет интересоваться, куда, кому, за что и сколько он платит в этой сфере, если поймет, что имеет полное право быть участником этого процесса, а не сторонним наблюдателем.

 

В помощь жителям Кузбасса на сайте Совета народных депутатов Кемеровской области публикуется памятка «Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан».

 

 

Источник: Совет народных депутатов Кемеровской области

Тэги:
Вы можете оставить комментарий.


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.