03 февраля 2012 | 6:09:00
«УПРАВДОМ» // Реформа ЖКХ в городе N
Жилищно-коммунальную реформу не ругает только ленивый: за то, что деньги жильцы платят большие, что сделанного – мало, а кругом воровство и обман. Но никто из тех, кто ругает, не удосужился хоть как-то проанализировать все обстоятельства. Ведь в реформе ЖКХ не только недостатки, но и немало положительных моментов.
А помнишь, как все начиналось?
В конце 80-х стали приватизироваться предприятия, и вся социалка, в том числе и ведомственное жилье, была передана в органы самоуправления. Строительство нового жилья не велось, очень многие жили в стесненных условиях, а у кого-то была лишняя жилплощадь. Благодаря вышедшему в 91-м году закону о приватизации, положившему начало жилищно-коммунальной реформе, пошли на убыль подпольные сделки по обмену квартир, жилплощадь стало можно официально продать и купить.
По закону до начала приватизации жилья органы самоуправления должны были привести его в соответствие нормам. Но у нас люди законов не читают, к тому же квартплата была не очень большой (полагали, что так будет и дальше), и все кинулись на Спартака, 24 – приватизировать то, что есть. Органам местного самоуправления надо было разъяснять новоиспеченным собственникам: приватизировав жилье, вы будете его содержать, им управлять, и это будет ваша обязанность. Но тогда это мало кто понимал.
А ведь в советские времена была-таки частная собственность — жилищно-строительные кооперативы, где люди очень бережно относились к имуществу. В подъездах было побелено-покрашено, мыли по очереди, чистота и порядок. Рядом такой же дом, только исполкомовский – в нем ничего подобного. Итак, приватизировав жилье, то есть, получив собственность на халяву, люди сохранили наплевательское к ней отношение.
Где СТОС у нас?
В 2001-ом году вышел 131-ый закон о самоуправлении, где уже было официальное разъяснение о советах территориального общественного самоуправления – СТОСах.
Их основная задача – работать с жителями, что касается всех жилищных, коммунальных дел, досуга детей, организации территории и остальных благ, которые должны быть в каждом квартале. СТОСы работают по уставам и должны жить за счет создания фондов, образования попечительских советов.
У нас получилось, как всегда, наоборот. СТОСы мы не выбирали, как надлежало, а создали формально. Они и занимаются поэтому не тем, чем должны, а, например, выборами, и являются проадминистративным органом. И деньги им платит администрация, что является вообще-то незаконным.
В ряде городов СТОСы работают по-настоящему. И органы местного самоуправления — тоже. Есть клубы, куда привлекают общественность. Бесплатно ведут работу с детьми шахматисты, теннисисты, умеющие шить женщины. Есть люди, которые понимают, что надо этим заниматься, а администрация этому способствует.
У нас не создали условий для работы СТОСов, не обучали людей, не обращались к жителям. У горисполкома были тогда другие проблемы: свалилось огромное количество ведомственного жилья, запущенного, без ремонтов, и надо было как-то выживать.
Как все-таки исполнить ФЗ-131? Власть должна проявить власть. Создать СТОСам условия для работы, а потом сказать: у вас есть устав, мы вас научили, будет тяжело – обращайтесь.
Нет воды – пишу президенту!
У нас любят писать губернатору, даже на сайт президента вылетают жалобы. Например, в одном подъезде в Ильинке не было горячей воды. Жалобщица не позвонила ни диспетчеру, ни в УК, она даже не знает, кто управляет домом, она просто сидела за компьютером: дай сброшу жалобу, проверю, как это работает. Стояк отключали на 3 часа, а из-за жалобы все встали на уши, в областном департаменте даже комиссию создали.
У нас правительство и органы местного самоуправления, вместо того чтобы заниматься работами, связанными с организацией общественности, обучением, предоставлением помещений, занимаются мелкими вопросами, который носят частный характер. И летят президенту жалобы, потому что – доступность. Люди, как в совдепиии при горисполкомовском жилье, до сих пор думают, что стояком будет заниматься губернатор. А власти это, наверное, выгодно. Потому что ЖКХ – сфера общественная, она на виду у всех и отвлекает от других глобальных проблемам: наркомании, пьянства, коррупции, воровства, связи преступного мира с органами местного самоуправления и т.д. Народ в ЖКХ варится в своем соку, и интерес к проблемам ЖКХ поддерживается искусственно.
В Казахстане Жилищный кодекс схож с нашим. Было много жалоб бытового характера наверх. И там президент сказал: все, надоело. И принимаются только жалобы, носящие аварийный характер, где без помощи властей не справиться, где нужны экстренные меры. Через полгода общественность поняла, что власть мелочами заниматься не будет, и начала самоорганизовываться: заработали СТОСы, общественность поднялась на нарушителей, и все встало на свои места.
О Жилищном кодексе
Когда в 2005-ом году вышел Жилищный кодекс, все кинулись на его реализацию, и опять получился перекос. Все кинулись «управляться». Был тогда ажиотаж с управляющими компаниями, их повыбирали в назначенные сроки, а потом замерли: что дальше-то делать?
Кстати, вопреки распространенному мнению о том, что НУК тогда «хапал» дома, я напомню, что НУК взял дома в дирекции по муниципальному заказу, а выборность была для всех одинаковая. После образования НУК в апреле 2005 года к июню в городе было 4 управляющих компании: в Ильинке, Байдаевке. А к концу года – уже около 20. Поэтому нельзя сказать, что была монополия НУК.
А вот сейчас более 100 УК, 170 ТСЖ, идет настоящий передел рынка. Пришли новые люди в администрацию, они стали проталкивать своих людей. Снова страдает население. Но это тема для отдельного разговора.
Тарифы
Многие возмущаются тарифной политикой. По замыслу реформы должно быть так: на СТОСе собираются старшие домов, инициативные группы, советуются, какие предлагать тарифы, обговаривают с управляющими компаниями, что и сколько стоит, ведь это дело общественных организаций. Но такого нет, и эту функцию взяли на себя органы местного самоуправления. А они всегда политизированы. Начались выборы – одни, другие, третьи. Кто какие тарифы будет повышать? Никогда! При этом все понимают, что денег на ремонт не хватает, и повышать тариф надо. Но… общественность еще не может, а орган местного самоуправления — не хочет. И правительство стало издавать дополнительные законодательные акты, изменения, постановления. Вышел 185-ый закон об оказании помощи по ремонту. Так государство возместило тот долг, который не выполнило в 91-м году.
Неправда, что УК денег берут много, но ничего не делают. Так говорят люди, которые не хотят вникать в эти дела. Когда почти каждый месяц растут цены на бензин, продукты, все молчат. А ведь любое подорожание горючего, строительного материала так или иначе сказывается на стоимости услуг.
Солярка в прошлом году стоила 17 рублей, сейчас — 27. Как не должна повыситься стоимость вывоза мусора, если КамАЗы работают на солярке? Как на рубль ты можешь возить мусор, когда цена топлива возросла на 7 рублей? Люди, может, это и понимают, но им выгодней орать. Они знают, что губернатор скажет: платить рубль, и все подчинятся. А дотации при этом никто не даст. И выживают же люди! А в незапамятные времена начальник спецавтохозяйства каждую неделю ходил за деньгами в горисполком – и получал их. Сейчас в бюджете нет средств, да и муниципалитет не имеет права давать дотации. Поэтому находятся обходные пути.
Люди должны понимать, что тарифы регулируются только на коммунальные услуги, а их в структуре квартплаты — 70 процентов. Тариф за электричество или тепло должна утверждать региональная власть, потому что не может жилец оценить электростанцию. При этом, естественно, должен реализоваться закон об энергосбережении, а у нас счетчики воды стоят только у половины населения. Растут-то не жилищные услуги, а коммунальные. Вот на чем экономить надо – а не на уборке и содержании жилья!
СРО
ФЗ-131 упорядочил работу общественных организаций, старших домов и инициативной группы. А закон о создании СРО – саморегулируемых организаций — должен упорядочить работу УК. Так продолжается реформа. Жилье – это собственность жителей, они выбрали УК, которые на профессиональной основе объединяются в СРО.
Управляющие компании должны разработать и утвердить стандарты качества и обслуживания и работать по этим стандартам, чтобы они — качество и обслуживание — были не ниже, чем у самой лучшей компании, которая есть на данной территории. Хуже работать нельзя! Лучше – можно.
И орган местного самоуправления должен способствовать развитию СРО. Но у нас опять же этого нет. Потому что как только создается СРО, роль органа местного самоуправления в плане управления жильем практически исчезает – остается только работа в связи с аварийностью или контролем, и то через ГЖИ. А им хочется рулить.
Власть не имеет права заниматься и недобросовестными УК – это функция СРО.
Жилищный кодекс рекомендует воздействовать через ГЖИ: пишется жалоба, создается комиссия, идет проверка, потом инициативной группе предлагается, чтобы они избрали способ управления или УК. Я считаю, что и это связано с выборами – надо было погасить пожар. На самом деле есть стандарт, и обсчитывается стоимость всех видов услуг: уборка территории и помывка подъездов – одинакова в разных подъездах, отличается только площадью, объемами. Все работы скалькулированы. Качество исполнения – это и есть тот самый стандарт. Весь мир так работает, да и вообще правила технической эксплуатации пока никто не отменял.
Одни жильцы заказали мытье подъездов один раз в месяц, другие – в два раза больше. Но и качество сравнивать тогда нужно объективно, по вложенным средствам. А если где-то много сорят, то вернемся к СТОСам. Как раз они должны говорить: «Уважаемые собственники, в вашем доме творятся безобразия» — и с этим работать.
Чем же хороша реформа?
Есть положительное в реформе: никогда ЖЭКи так хорошо не работали, как работают сейчас УК и ТСЖ. ЖЭКами когда-то буквально рулили председатели исполкомов, особенно когда случались аварии. Дома, кварталы размораживали! А сейчас главные инженеры, мастера компаний, только услышав, что понизили параметры, — они уже все на домах, потому что знают, что потом столько работы предстоит, что глаза на лоб полезут. И власти вмешиваться не надо.
Другое дело, что жилфонд стареет, и в него долгое время не вкладывали деньги. Поэтому сейчас государство отдает долги, реализуя программы капитальных ремонтов.
Вылезли наружу проблемы, которые накапливались десятилетиями. Люди, почувствовав свободу, открытые сайты, стали критиковать все и вся, и стало казаться, что все плохо. На самом деле плохо было всегда. Но если говорить об организации работы УК и ТСЖ, то на порядок лучше стали работать! Если бы, учитывая старение жилья, отсутствие капремонтов, домами по-прежнему управляли ЖЭКи, было бы намного хуже.
Наша общественность все равно работает, старшие домов – требуют, согласуют планы, учатся. На Новый год во дворах фигурки делают, летом — газоны. Людям стало приятно жить в более комфортных условиях, интересно сделать своими руками, а когда своими руками – тогда берегут.
Мы забыли, какими частыми были аварии, когда у «Водоканала» был один экскаватор на весь город, как без воды сидели целые кварталы, как давали ее по графику давали. А сейчас нет в городе дома, где больше 7 — 8 часов не было бы воды. Так же и по теплу. Разве это плохо? Сказать, что реформа ничего не дала, – ерунда. Вся работа не зряшная.
Другое дело, что реформа идет очень долго и не очень последовательно. Но концепция реформы ЖКХ, а ее утверждал еще Ельцин, по своей сути не поменялась.
Не может быть возврата к ЖЭКовской системе управления. Будут УК и ТСЖ, но все участники процесса должны договориться о взаимодействии. Потому что как только равновесие нарушается, начинается качание. Здесь плохую роль играет местное самоуправление, действуя непоследовательно. Создание комитетов, какой-то дирекции не приносит никакой пользы. Лучше бы все эти усилия были направлены на советы территорий и на создание СРО.
Сергей Савельев
Источник: газета «УПРАВДОМ»
Согласен на все %!
100%
Солярка в городе есть и по 23рубля 50 копеек возле таксопарка.
Грамотно и доступно написано…Уважаемые собственники жилья читайте, анализируйте
Мазур Н.Н. Согласно со всем, особенно про ТОСы, не работают они с населением, а только по указке администрации. Делают себе деньги. А многие УК действительно начали работать лучше. Есть, конечно, нарекания и на нашу УК ЖКХ, но они всё-таки работают открыто. Получаем ответы на наши вопросы, порой мешаем директору Буткевичу Р.В. решать рабочие вопросы, приходя не в урочное время. Но законодательство не совершенно, а многие теперь уже председатели Совета дома работают лишь получить поскорее денежку, подписывая необдуманно и как акты, так и договора. В этом году опять попросили администрацию организовать общее собрание в Орджоникидзевском районе, а пришло так мало представителей собственников и самих собственников, правда и администрация поздно сообщила о времени и месте проведения, видимо с головой ушла в выборы презедента, игнорируя интересы нашего города. И непонятно мне как в нашем городе на душу населения заложено в 2012г. доходную часть бюджета 32 000 руб(больше чем в Кемерово-26 000 р.), а куда они уйдут? Когда город заключит договора с обслуживающими организациями на уборку муниципальной территории? Почему наши дворники должны убирать её безвозмездно, у них итак мизерная зарплата, чтобы содержать управленческий аппарат?
Раньше у «водоканала» был один экскаватор, а теперь (как пишет «КР») двадцать пять «дочек» и все кормятся с тарифа за кубометр воды, пригодной для смыва унитаза.
Спасибо.Все как есть.