02 июля 2012 | 12:42:43
«УПРАВДОМ» // Наболело!
Общественные организации для того и создаются, чтобы голос народа (общества) звучал громче, убедительнее, ярче и был наверняка услышан власть предержащими. Однако у тех, кто «рулит», особого желания сотрудничать с общественностью, похоже, нет. Такой вывод напрашивается после разговора с председателем общественной организации «Клуб старших домов Орджоникидзевского района Новокузнецка» Александром Дертиевым и его заместителями — Надеждой Шевцовой и Натальей Мазур.
ДЛЯ СПРАВКИ
Клуб был создан в январе 2011 года. В него входят председатели советов многоквартирных домов, которые обслуживают ООО «УК ЖКХ», ООО «Веста», и председатели некоторых ТСЖ. Его цель выражена в девизе: «Клуб всегда готов разрешить вопрос жильцов». У клуба есть свой интернет-сайт, а благодаря поддержке управляющей компании «УК ЖКХ» есть и свой офис. В настоящее время это самая крупная общественная организация Орджоникидзевского района.
Об управляющих компаниях и «старших»
Поводов, по которым в клуб обращаются за поддержкой и помощью председатели советов МКД, собственники помещений, по признанию Александра Викторовича Дертиева, очень много.
— Самая большая проблема – отношения жильцов с управляющими компаниями, жильцов и старших домов, отношения между УК, — считает он. — Вот сейчас у нас сложилась ситуация. Распускаются слухи, что «УК ЖКХ» — банкрот, а претендующая на дом компания – «супер-пупер». Хотя я точно знаю: дома этой компании находятся в прямом управлении, что равносильно их гибели. На счетах этих домов по два миллиона долга. Это не тайна, любой может проверить счет любого дома, зайдя на сайт управляющей компании. А дома, обслуживаемые «УК ЖКХ», порой очень богатые, за счет прозрачности работы компании и рационального расходования средств. У них и собираемость платы за жилищные услуги хорошая, и в свое время руководство «УК ЖКХ» добилось возврата «НУКовских» долгов. Я говорю «старшим» — представителям компании-конкурента, которые ведут активную агитацию в свою пользу: «Это же нечестно». Они в ответ: «Нам нужны деньги, не о честности речь». «А вы не боитесь, — спрашиваю, — что «УК ЖКХ» начнет перетягивать ваши дома?». «Нет, — отвечают, — потому что они никому не нужны из-за долгов».
Конкуренты используют и другие способы, например, подкуп «старших». Знаю это, потому что мне не раз предлагали деньги, чтобы убедить жильцов перейти в другую УК. Вот и получается, что «старшие» защищают иногда не интересы дома, а свои. Жизнь показывает, что далеко не каждый «старший» готов потрудиться во благо дому. Многие старшие домов возомнили себя «бизнесменами», часто строя свой «бизнес» в ущерб домам. А сами собственники – хозяева жилья — очень доверчивы, ни во что не вникают, не думают о последствиях, о счете дома. Какая компания больше предлагает, такую собственники и выбирают. Им что ни скажут – все правда. Если старший дома не соглашается с «золотыми» посулами конкурирующей компании, обязательно находятся недовольные или более падкие на посулы жители, и УК переизбирается. Конечно, любая УК приходит заработать деньги, а не заниматься благотворительностью, но нужно уже научиться понимать разницу между ними.
— Не все старшие домов такие, — возражает заместитель председателя клуба Надежда Васильевна Шевцова. — Мы, члены правления клуба, сразу поняли, что пока не разобрались в реформе ЖКХ, пока есть вопросы, надо не бегать по УК, а все-таки добиваться своего. Наш дом обслуживает «УК ЖКХ». Конечно, не все гладко, как хочется, но, как бы то ни было, в большинстве случаев мы находим общий язык. А если и возникают вопросы, они решаемы. Некоторые старшие домов, действительно, такие, как говорит Александр Викторович. Их мало, но они есть. Нас печалит судьба домов, в которых счета не оплачиваются по полгода, когда постоянно ссоры, суды и так далее. Одна из причин их бедственного положения – прямое управление и неграмотность либо корыстные интересы старших домов. Мы говорим об этом «старшим», но почему-то они нас не слышат…
О Советах территориального общественного самоуправления
— Я не понимаю назначение СТОСов, — признается Наталья Николаевна Мазур. — Считаю, что они отмерли. Ну что они сегодня делают? Праздники дворов проводят? Так наша управляющая компания тоже их устраивает.
— Я как-то хотел пообщаться с членами СТОСа, — продолжает Александр Дертиев, — зашел в офис, так меня, не поверите, выгнали. Оказывается, СТОС — засекреченная организация!
Считаю, что они вообще незаконно занимаются своей деятельностью. Никогда никаких собраний, на которых мы выбирали бы председателей СТОСов, не было. Ведь должны быть Уставы СТОСов, принятые совместно с жителями микрорайонов. Увы! Оказалось, что уставы-то есть, но они все однотипные, и приняли их без конференций (сходов) граждан. Председатели СТОСов увольняются и назначаются районной администрацией, из числа «своих» людей.
— В феврале мы проводили собрание старших домов в ДК имени Маяковского, — включается в разговор Надежда Шевцова, — пригласили представителей СТОСа, хотели предложить работать вместе. Так они нам его практически сорвали. Я потом пошла к ним, говорю: «Ребята, ну давайте работать как-то вместе». Меня попросили удалиться.
Так нельзя. Нам нужно либо объединяться, либо упразднять СТОСы, потому что они нам не помогают, а наоборот. И происходит это потому, что СТОС – административный орган.
Об отношениях с властью
Будучи общественной организацией, клуб рассматривает вопросы, которые касаются не только содержания домов, отношений с управляющими компаниями или обучения «старших».
— Наш район, наверное, самый большой в городе, к тому же, удаленный от центра. И поэтому много проблем, решением которых должны заниматься и городские, и районные власти, — уверена Наталья Мазур. – Но выстраивать отношения с ними у нас почему-то не получается. Я на сайт администрации города часто обращаюсь с вопросами благоустройства двора своего дома. Во дворе — школа, недавно киоск поставили, и все пользуются нашей дорогой, которой уже требуется ремонт. Но мне отвечают: «Обращайтесь в УК, она вам все решит». Как?!
Или другая проблема: в подвале пошли подвижки – рядом приступили к строительству дома, стали забивать сваи, и наш сейсмостойкий дом начал двигаться. Я написала в ГЖИ. Ответа нет. А из администрации пришел ответ: «Пишите заявление в УК, пусть они ремонтируют». Но ведь это глобальный вопрос, который должен решать город! Меня же убеждают, что если сменить УК, то все вопросы чудесным образом решатся. Но почему мы должна «прыгать» из компании в компанию, если на сегодняшний день наша УК вполне нас устраивает?
— Среди важных проблем, которые требуют вмешательства власти, — благоустройство района, — продолжает Надежда Шевцова. — Он очень запущенный.
Недавно новым главой Орджоникидзевского района назначили Евгения Александровича Бедарева, которого мы хорошо знаем. Часто обращаемся к нему и, в принципе, он всегда идет на контакт с нами, решаются многие вопросы, просьбы, жалобы. Мы, конечно, понимаем, что не все в силах главы района, но все-таки он старается помочь либо дает совет, как дальше быть, что делать. Городские же власти нам только обещают детский центр, сквер, фонтан, дорожки.
— Неприятный опыт общения с властью у меня тоже есть, — продолжает начатую тему Александр Дертиев. — В прошлом году в администрации района вел прием Валерий Георгиевич Смолего. Я к нему попал, хотя пускать не хотели, только к его замам можно было попасть. Но я такой человек, что мне удалось пробиться. Знаете, я такого отношения я не ожидал, конечно. Хамство, грубость, меня никто не хотел слушать. А я принес письма, в которых были изложены предложения по благоустройству района и всего города и задан вопрос по поводу капитального ремонта МКД! Я понял, что бессмысленно им что-то объяснять.
В комитет ЖКХ как-то пришел. Кстати сказать, я совсем не понимаю, зачем он нужен, что изменилось от его создания? Что с ним, что без него. К Татьяне Леонтьевне Васюк не попасть, все время Илья Сергеевич Гуменный. Я говорю, что мне нужно на прием к руководителю, он в ответ: «А зачем? Я ее зам, решайте со мной». Так вот на столе у Гуменного стоит календарь УК «Веста». Это как? В муниципальном учреждении стоит реклама УК!
— На сегодняшний день идет разрастание государственной власти, а решения проблем нет, — заключает Наталья Мазур. — Потому что вопрос идет по инстанциям, и, когда доходит до последней, это оказывается УК, которая и должна каким-то образом решить проблему. Видимо, чиновники надеются, что люди походят, походят, им надоест, бросят, и оставят власть в покое.
О Жилищном кодексе и реформе ЖКХ
— Мне интересно, кто писал Жилищный кодекс, кто его автор? — переходит к следующей теме Надежда Шевцова. — Мы на практике видим, насколько он несовершенен. Ни под дома, ни под жильцов не «подобран». Я не понимаю, как его утвердили вообще. Кто нас спросил?
— Конечно, Жилищный кодекс несовершенен, — соглашается с Надеждой Шевцовой Наталья Мазур. — На сегодняшний момент он говорит, что жилищные тарифы принимаем мы, жильцы. Формально – да. А на практике? Как мы их можем принять? Это равносильно тому, что пришла я в магазин и устанавливаю цену на хлеб. Единственное, что мы действительно можем, это принять решение о ремонтах и перечне услуг по содержанию.
— Собственники жилья не понимают ЖК, — согласен с коллегами и Александр Дертиев. — Люди не разбираются в том, что такое ТСЖ, что такое прямое, непосредственное управление домом. Реформа буксует, да и как может быть иначе? Не успеешь привыкнуть к одной редакции Кодекса, появляются поправки, изменения.
На старших домов взвалили корректировку плана ремонта нашего дома. Мы его делаем, конечно. Но не все люди образованны. Многие не понимают, что за два рубля, которые они готовы платить, ничего не сделаешь, что побелить и покрасить подъезд – не главное, что если дом развалится, его никто, кроме нас, не сделает. Между «старшими» и жильцами и между УК и жильцами идет битва. Грамотного, рачительного старшего дома, убеждающего своих соседей, что нужно устанавливать тариф на ремонт выше (иначе дом просто развалится), легко обвинить в «продавливании» интересов УК. Это результат реформы.
Еще одна проблема — лифты. В 25 домах, которые обслуживает «УК ЖКХ», остановлено около 200 лифтов. А ведь какая штука получилась — люди платили за содержание лифтов много лет, с 80-ых годов. А теперь, когда подошло время ремонтировать и обновлять лифты, расходы перекладывают на людей Понятно, теперь другая страна, власть сменилась, «ушли» финансы. Но, значит, из городского бюджета нужно выделять средства.
— Сейчас в СМИ появляется информация, что обяжут всех собственников жилья платить в общий котел на капремонт домов, — продолжает Надежда Шевцова — Так ведь это уже было: десятилетиями оплаченные нами деньги капремонтов уходили в неизвестном направлении. Что это – глупость? Или злой умысел?
— Мы уже никому не верим, — подводит она общий итог разговору. — Когда ведешь собрание собственников или общаешься с кем-то в частном порядке, понимаешь, что люди не верят власти, в то, что к власти можно обратиться, и она что-то сделает.