24 декабря 2012 | 11:21:19
Дело мастера боится. Если мастер с головой
Рядовая авария на теплосетях из-за некомпетентности приобрела общегородские масштабы.
Утром во вторник нам сообщили о холоде в доме № 3 на проспекте Дружбы. По словам жильцов, в понедельник произошла какая-то авария, батареи остыли, затем снова затеплились, но слабо. А на улице-то – минус тридцать пять по Цельсию. Не до шуток…
Приехали на место. Две машины с емкостями – водовозка и «илосос» откачивают воду из парящего колодца теплотрассы у дома № 1 на Дружбы, перевозят ее на 15 метров, к канализационному колодцу, сливают, после возвращаются за новой порцией.
Водитель водовозки на вопрос, откуда он, отвечает не очень уверенно: «Из городских тепловых сетей». Водитель илососа отвечает четко: «Компания «Глобал». Ведем откачку. Воды еще много».
Заходим в магазин. В отделе бытовой химии девушка-продавец с ладонями, спрятанными в рукава свитера, показывает на градусник – плюс десять. «С утра вообще мороз был, пар шел изо рта. Сейчас хоть батареи включили, немного потеплее…». Спрашиваем, товар хоть не пропал? Девушка успокаивает: а что шампуню-то сделается?
У подъезда двое жильцов. Говорят, холодно в квартирах, но сколько градусов, сказать затрудняются – комнатных термометров нет. Может, градусов пятнадцать, а может, и меньше. Выражают пожелание, чтобы поскорее все пришло в норму. Мы того же мнения. Водовозка с илососом пыхтят-стараются. Колодцы парят по-прежнему.
* * *
…После обеда на место ЧП приезжает бригада ООО «НТС», которую попросила поучаствовать в ликвидации аварии генерирующая компания, ОАО «Кузбассэнерго» (Дружбы, 3 и еще с десяток соседних домов, оказавшихся из-за аварии на сниженных параметрах, обеспечивает теплоносителем Кузнецкая ТЭЦ). Но представители МП «ССК», которые, как выясняется, ведут работы с привлечением сторонних организаций, не хотят уступать: сами справимся!.. После бесплодных попыток прийти к согласию бригада НТС уезжает. Но авария не устраняется: место повреждения так и не найдено, несмотря на то, что теплотрасса раскопана уже в нескольких местах. Третий дом и 73-я гимназия «поставлены на сброс», то есть, вода подается по одной трубе, но обратно в систему не возвращается, направляется в канализацию. Это позволяет поддерживать систему отопления в работоспособном состоянии, но при этом много горячей воды, прошедшей к тому же химподготовку, попросту выбрасывается (по примерным подсчетам, около ста кубометров в час).
* * *
…Наступила среда. Авария так и не ликвидирована. В Новокузнецке создается оперативный штаб, который возглавляет заместитель главы города Владимир Березовский. К месту аварии стягиваются силы. Приезжает штабной автомобиль, чтобы контролировать, очевидно, ход работ. Приезжает и мэр Новокузнецка Валерий Смолего, выслушивает доклад. От доклада количество пара, валящего из колодцев, не уменьшается.
* * *
Наконец, во второй половине дня в среду терпение у высокого начальства лопается, и МП «ССК» в официальном порядке просит ООО «Новокузнецкие тепловые сети» ликвидировать аварию.
К вечеру среды утечка обнаружена (она находится на втором вводе в дом, повреждена труба диаметром 100 миллиметров). После локализации восстановлено теплоснабжение объектов, замена 20-метрового участка трубы перенесена на четверг. В связи с большим числом кабелей, проходящих под асфальтом, решено проводить замену «щадящим методом» – по частям, сваривая отдельные куски трубы и проталкивая их по лотку под землей. Чтобы ни кабели, ни проезжая часть не пострадала.
* * *
…Мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя начальника Центрального и Куйбышевского теплосилового района ООО «НТС» Сергея Матюнькина:
— Специалисты ССК неправильно определили место повреждения – они занимались на Дружбы, 1, там повреждения не было и нет. Еще вчера все объекты работали на сброс. Когда они нас все-таки попросили помочь, мы выявили причину, сняли со сброса, поставили на циркуляцию.
— Почему вы сразу не приступили к выявлению причин и их ликвидации?
— Не давала муниципальная компания, мы дважды сюда приезжали, но приходилось уезжать, не драться же!.. Не вовремя, конечно, эта дележка – в апреле надо разбираться, когда нет морозов…
— Масштабы аварии оказались настолько велики, что пришлось городской штаб создавать?
— Да нет, это обычная авария, тут сотка труба, рядовой случай. Конечно, перепад температур большой, парение, все это осложняет ликвидацию. Но к вечеру справимся.
— Если бы вам в понедельник сказали и не мешали работать – ко вторнику могли бы закончить?
— Да сразу бы сделали. Во-первых, мы всегда делаем обходы сетей, чтобы самостоятельно вовремя выявить проблемы: если есть парение, то сразу выясняем причину, прокачиваем камеру, смотрим, насколько это серьезно. Если повреждение может потерпеть до теплого времени – оставляем. Если сказывается на подпитке от ТЭЦ или идет затопление потребителей, то сразу же устраняем.
* * *
Видимо не всё так хорошо в МП «ССК» с обслуживанием сетей и аварийными бригадами, как накануне зимы заявлял ее директор В.В. Казека. Эту аварию, конечно, устранили, но что может произойти в будущем, если амбиции некоторых руководителей будут и впредь цениться выше профессионализма специалистов проработавших на городских тепловых сетях большую часть своей трудовой жизни. Помнится, как первые руководители городской администрации ответственно заявляли что МП «ГТК» создается исключительно для того, чтобы улучшить систему теплоснабжения города! И что в итоге?..
Денис Блынский, Оксана Листьева.
Фото: Тимофей Аксаков
У сск статьи более истеричные 🙂