17 февраля 2016 | 12:25:04
Повышающий коэффициент: благо или зло?
После увеличения повышающего коэффициента для бесприборников до 1,4 его обсуждение для жителей домов, получающих тепло и горячую воду от Кузнецкой ТЭЦ, стало самой популярной темой. Но увеличение повышающего коэффициента до 1,4 это еще не предел. В июле 2016 и в январе 2017 годов предусмотрено еще два его увеличения. В конечном итоге повышающий коэффициент будет составлять 1,6.
По закону
Прежде всего, давайте разберемся, что это такое повышающий коэффициент и «с чем его едят». Норма, позволяющая стимулировать рублем тех, кто до сих пор не установил у себя прибор учета, введена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380. Этот документ внес изменения в Порядок предоставления коммунальных услуг и ввел для бесприборников поэтапное повышение норматива потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года.
Для начисления повышающего коэффициента есть только одна оговорка – «при наличии технической возможности». Например, у нас в городе есть дома с техподпольями, то есть такие, где нет подвала, а инженерные сети проложены непосредственно под полом помещений. Для того чтобы получить доступ к трубам приходится вскрывать пол. В таких домах общедомовые приборы учета необязательны, повышающий коэффициент к ним не применяется.
Стоит отметить, что закон предусматривает возможность начисления повышающего коэффициента, но не обязывает его применять. Поэтому в Новокузнецке сложилась достаточно неоднозначная ситуация по этому вопросу: из трех теплоснабжающих организаций взымает с населения повышающий коэффициент только одна из них. Свои аргументы есть и у тех, и у других. Тем не менее, пока в законном порядке оспорить начисление повышающего коэффициента с марта 2015 год никому не удалось. Повышенный норматив продолжает начисляться.
Деньги — лучшее успокоительное средство (Леонард Луис Левинсон)
Другой вопрос, как эти деньги будут использованы? В соответствии с п.31 п.п. «у (1)» Постановления Правительства №354 исполнитель коммунальной услуги обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Больше в законе про это не сказано ни слова. Нет разъяснений, на чьем имуществе должны быть выполнены эти мероприятия: на имуществе ТЭЦ, на сетях или в многоквартирных домах. Без уточняющих подзаконных актов закон можно трактовать в любую сторону.
Поэтому мы обратились за разъяснением непосредственно в Новокузнецкий филиал Сибирская теплосбытовой компании ( СТК, входит в Сибирскую генерирующую компанию). Наш собеседник Шубникова Лариса Геннадьевна, начальник Управления по реализации тепловой энергии.
— Есть ли порядок возврата средств, полученных благодаря начислению повышающего коэффициента?
— К сожалению, пока документа, регламентирующего эту деятельность, нет. Поэтому в начале февраля мы уже сделали соответствующий запрос в Минстрой. На ответ дается месяц. Очень надеемся, что к середине, максимум к концу марта мы сможем выйти к горожанам и объяснить, что и кому надо сделать для того, чтобы заработал не только механизм сбора средств, но механизм их целевого использования.
— При лучшем раскладе только в марте собственники узнают, как им надо действовать для возврата средств, но в апреле-мае в городе проходил массовый переход домов с непосредственной на прямую форму управления. Соответственно в апреле-мае начинается новый отчетный период и уже должно быть понимание того, какие работы по энергосбережению можно выполнить благодаря накапливаемому коэффициенту, а какие должны заложить в тариф…
— Полностью с вами согласна. Но пока нет ответа от Минстроя, о порядке возврата этих денег мы можем говорить лишь в условном наклонении. Между тем есть требования, которые в любом случае будут обязательны. Если собственники планируют установить общедомовые приборы учета, необходимо через свою управляющую организацию запросить у нас в компании технические условия, подготовить проект реконструкции теплового или тепловых узлов (в некоторых домах их несколько), согласовать его. Затем надо быть готовыми провести общее собрание собственников помещений в МКД и утвердить решение по установке общедомового прибора учета, а также определить источник финансирования. Вполне возможно, что придется дособрать деньги целевым сбором или снять их со счета дома, если суммы накопленной благодаря начислению повышающего коэффициента не достаточно для выполнения намеченных работ. Возможно, в каких-то домах будет принято решение докопить через повышающий коэффициент до нужного объема.
— То есть, жителям надо провести только общее собрание, остальное сделают управляющие организации?
— По нашему мнению, эта схема сработает, если дом полностью управляется УК. К сожалению, на сегодняшний день управляющие организации не спешат оформить с нашей организацией договоры теплоснабжения, оставляя отношения теми же, что были при НФУ.
В этом случае собственникам предстоит самостоятельно запрашивать данные о накоплении средств на доме, самостоятельно выстраивать отношения с подрядными организациями по установке приборов учета, самостоятельно решать вопросы по приемке приборов учета к коммерческому учету.
Мы от работы в таком формате не отказываемся, но сами собственники должны понимать, что работа с, условно говоря, 10-15 управляющими организациями будет более эффективной по срокам, чем с 700-800 домов.
— Лариса Геннадьевна, мы с вами плавно перешли к срокам. Когда советам многоквартирных домов надо начинать работу по подготовке документов?
— Давайте считать вместе. Если в Минстрое ответ будет дан в отведенные законом сроки, то в середине марта мы уже точно будем знать, что и кому надо делать. Но ведь в ответе могут сослаться на какое-нибудь постановление, которое сейчас готовится и выйдет летом или осенью. Поэтому, повторюсь, сегодня говорим условно и только о тех документах, которые требуются независимо от ответа из министерства.
Для получения технических условий на реконструкцию тепловых узлов требуется порядка двух недель. Еще пара-тройка недель может уйти на выбор подрядной организации и изготовление проекта. На согласование проекта с РСО требуется еще 2 недели. На получение ответа об объеме накопленной домом суммы требуется 2-4 недели.
О проведении общего собрания уведомление надо разослать за 10 дней до собрания. Для того чтобы провести собрание в заочной форме в зависимости от площади дома, надо еще от трех дней до двух недель.
Заключение договора теплоснабжения между теплоснабжающей и управляющей организацией зависит от готовности сторон идти на уступки и искать точки соприкосновения. Иногда процесс затягивается на месяцы.
— Ходят слухи, что одной из управляющих организаций удалось вернуть деньги за повышающий коэффициент через суд…
— Впервые от вас об этом слышу. Скорее всего, речь идет о взыскании с собственников разницы между оплатой по нормативу и оплатой по факту. Даже если кто-то решит обратиться в суд, то у него нет оснований – мы не отказываемся от возврата сумм, накопленных за счет повышающего коэффициента. Мы просто до получения ответа Минстроя не знаем пока, как это сделать правильно. Для того чтобы не терять время даром, ведем разъяснительную работу, и эта наша беседа тому подтверждение.
Для справки:
с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года — 1,1;
с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года — 1,2;
с 1января 2016 года по 30 июня 2016 года — 1,4;
с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года — 1,5;
с 2017 года — 1,6.
На правах рекламы