20 февраля 2017 | 10:21:42
Новое – хорошо забытое старое
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах Новокузнецка запланировано установить на ближайшем заседании Горсовета. Окончательную цифру пока называть рано. Обсуждение колеблется в районе 24-26 рублей с квадратного метра квартиры. Этот размер платы предполагается утвердить для жителей домов с лифтом и мусоропроводом. Для тех, кто живет в пятиэтажках, тариф, разумеется, будет ниже.
Собственно, народные избранники не «изобретают велосипед», а пытаются вернуться к хорошо забытому старому. Сравнительно недавно размер платы за жилищные услуги утверждали народные избранники, и всех это устраивало. Для защиты интересов горожан в 2005 году по инициативе депутатов Горсовета была проведена независимая аудиторская экспертиза размера платы населения за содержание общего имущества в МКД. Затем каждый год этот тариф попросту индексировался. Последний раз СНД утвердил тариф и плату населения за содержание и ремонт жилья в 2009 году (Постановление СНД от 30.12.2009 №15/156). Как предполагается сделать и сейчас, де-юре он утверждался для нанимателей, а так же для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления. Однако де-факто Постановление распространялось и на собственников жилья. Для благоустроенного жилого фонда с лифтом и мусоропроводом тариф в 2010 году составлял 21,27 руб. (платеж населения – 17,45 руб. — тогда разницу между тарифом и платежом еще брал на себя бюджет города).
Затем в 2010 году депутаты сняли с себя обязанность по утверждению тарифов на жилищные услуги и одновременно отказались от выплаты бюджетной дотации. На жителей свалилась «демократия».
Для того, чтобы горожане имели перед глазами хоть какой-то ценовой ориентир, Общественный совет ЖКХ в январе 2011 предложил использовать следующую формулу: из утвержденной год назад платы населения исключить платеж за вывоз ТБО (0,76 руб.), а оставшуюся часть увеличить на 13% — индекс увеличения жилищного тарифа, рекомендованный областной администрацией. Предполагалось, что сами жители, которые больше всех заинтересованы в качественном содержании своего жилья, станут регуляторами экономически обоснованных тарифов. Но сработал подход, основанный не на финансовых расчетах, а на желании платить меньше, получить больше. Диалог управляющих организаций с собственниками начал выстраиваться по принципу: «Сколько назначим, за столько и поработаете, воровать меньше будете».
В конце 2012 года Общественный совет по ЖКХ утвердил необходимый перечень работ для содержания дома и примерные расценки на работы, входящие в понятие «содержание общедомового имущества». Но решения Общественного совета носят рекомендательный характер и поэтому широкого применения выполненная работа не нашла.
Вот и аукнулось
Все это привело к тому, что среди управляющих компаний началась нечестная конкуренция. Крупные компании, которые пришли в бизнес всерьез и надолго, которые имеют ремонтно-строительные базы, АДС и пр., физически не могут снизить тариф на свои услуги. Зато компании однодневки уверенно начали демпинговать цены. Понятно, что если фирма пришла лишь за сиюминутной прибылью, ее не интересует качественное содержание домов. Поэтому она предлагает собственникам привлекательные тарифы, а потом ничего не делает на обслуживаемом жилфонде. Для того чтобы сохранить тариф «на содержание» на низком уровне, управляшкам приходится часть обязательных работ выполнять за счет статьи «текущий ремонт». Перекладывание копеек из одного кармана в другой не позволяет поднимать качество содержания МКД.
Между тем, что мы имеем? С 2011 года закупочные цены на основные материалы выросли в среднем на 20-115%. Каждый год, и это официально признано, мы имеем инфляцию. Да, какое-то время управляющие компании справлялись, оптимизируя свои расходы. Но это не может длиться бесконечно. Мы говорим о необходимости привлечения в жилищное хозяйство квалифицированных специалистов, но в тариф закладываем минимальный размер оплаты труда. В итоге нередки жалобы связанные с низким уровнем профессионализма персонала в УК. Можно было бы, конечно, повышать квалификацию на различных курсах, но на это тоже нужны деньги, которых в тарифе нет.
Если ситуацию не переломить сегодня, завтра будет уже поздно.
День грядущий нам готовит
Депутаты предполагают, как и десять лет назад, утвердить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в домах, все помещения которых находятся в муниципальной собственности. Также это коснется собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Но таковых в Новокузнецке единицы. Видится, что в данной сиуации решение депутатов станет ориентиром для всех горожан, в том числе для собственников помещений в МКД.
Важно понимать, что Жилищное законодательство (ЖК ст.39) гласит, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В статье 156 того же Кодекса сказано, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Ну а если собственники сами не могут определиться с размером тарифа, им должны помочь органы местного самоуправления.
Пока Комитет ЖКХ под благовидными предлогами отказывал управляющим организациям на просьбы установить тариф для домов, собственники которых не исполняют требования вышеуказанной 156 статьи Жилищного кодекса. Как только решение депутатов вступит в силу, «комитетчики» смогут использовать «депутатский» тариф. Круг замкнется: УК предложит тариф, утвержденный Горсоветом, собственники откажутся; УК обратятся в Комитет ЖКХ, Комитет тариф утвердит.
В данной ситуации логичнее всего налаживать общественный контроль за рациональным использованием средств на обслуживание домов. И если в одних УК отчеты о состоянии лицевых счетов и выполненных работах выдаются ежеквартально, а в некоторых даже ежемесячно, то в других проблематично получить отчеты даже раз в год. Необходимо популяризировать положительный опыт работы УК и, раз все оказались в одинаковых финансовых рамках, добиваться его внедрения во всех организациях. Вот тогда это будет честная конкуренция, в выигрыше которой окажутся собственники помещений в многоквартирных домах.
Светлана Зеленина
Вы можете оставить комментарий.
Я ни как не пойму,чего хотят эти,так называемые представители народа.Если уж желаете показать,что вы работаете и устанавливаете тариф на сод.жилья не только в интересах УК,то и сразу разделите этот тариф постатейно.И определите какая статья сколько будит стоить.Только не надо сюда приклеивать тариф тек.ремонта. пример:
услуга управления Хруб;
санитарное содержание Уруб;
АДС Zруб и так далее. А то назвав общую сумму УК львиную долю оставляет себе,а остальное людям.И это должно приниматься на ОСС и то если они с этими постатейными тарифами согласятся. И их право что то изменить. А тариф тек.ремонта назначать предоставьте собственникам.
Собственники лучше знают что и как на МКД поэтому на депутантские хотелки наплевать .
Все красиво и складно получается ьелные УК хапуги -соьственники. При детвльном разборе 1. Услуга управления 2. накладные расходы 3. сметная прибыль 4. ТЭР по мвксимуму .Это что не прибыль УК и вам все мало слов нет одни слюни…хватит по ушам ездитьт.