26 июня 2017 | 14:49:13
Сказки по-министерски
Министерство строительства и ЖКХ предлагает сурово карать за грубые нарушения со стороны компаний, управляющих многоквартирными домами. Ведомство подготовило законопроект об изъятии дома из управления при наличии двух грубых нарушений со стороны УК. И надеется, что соответствующий закон будет принят в ближайшее время. Об этом сообщил директор Департамента ЖКХ Минстроя России Андрей Таманцев в ходе заседания президиума Общественного совета при ведомстве.
Что же это такое — грубые нарушения? Еще в марте прошлого года Минстрой заявил о намерении ввести понятие грубых нарушений в работе управляющих компаний в сфере ЖКХ, чтобы активнее отзывать лицензии у нарушителей. Тогда предлагалось аннулировать лицензию, если компания допустила промах, повлекший смерть или причинение тяжкого вреда здоровью граждан. Конечно, называть такое нарушение грубым стыдно. Если по вине работников управляющей компании произошла трагедия, погиб или травмировался человек, то лишение лицензии за это и наказанием считать нельзя.
Многие жители не были бы против, если бы управляющие организации строго наказывали и за менее значительные нарушения. Скажем, за неправильные цифры в квитанциях. Например, одна компания с января 2017 года начисляла платежи по нормативу на ОДН по одной формуле, а в июне вдруг опомнилась — и вычислила платеж совсем по-другому. При этом сумма платежа у жильцов увеличилась примерно в 10 раз. Как объяснить эту “самодеятельность” — непонятно. Ну, чуть ошиблись, скажите спасибо, что задним числом перерасчет за все предыдущие пять месяцев не сделали. А для жителей это грубое нарушение — не по тяжести последствий, а по невероятному пренебрежению к интересам жильцов.
Да и с нормативами этими у нас в области все очень туманно. Еще в мае в адрес Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области был направлен редакционный запрос с просьбой разъяснить, какой формулой пользовалось ведомство в 2013 году при подготовке приказа № 44, определяющего нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. И когда же жителям будут представлены новые нормативы, которые должны быть приняты до 1 июня 2017 года. До сих пор ждем и ответа на запрос, и новых нормативов. То ли это время пришлось на период смены руководства в департаменте, и чиновники были заняты дележом портфелей, то ли отвечать просто нечего.
Впрочем, ощущение, что в сфере ЖКХ области образовался вакуум. С 1 июля изменятся тарифы на коммунальные услуги. Но об этом нигде — ни на уровне области, ни в Новокузнецке — ни слуху ни духу. Помнится, год и два года назад весь июнь чиновники неустанно разъясняли, сколько будет стоить “коммуналка” во втором полугодии, приводили расчеты, предупреждали жителей… Нынче — тишина. Может, повышение тарифов отменяется?
Но вернемся к Минстрою и его инициативам. Ведомство также планирует ввести стандарты в сфере управления жильем. Соблюдение стандарта качества, который предлагает внедрить Минстрой России, будет учитываться при лицензировании управляющих компаний. В него войдут совершенствование работы диспетчерских служб, контроль за временем реагирования на жалобы потребителя и прочее. Например, стандарт ограничивает время ожидания ответа при обращении в аварийно-диспетчерскую службу пятью минутами. Также диспетчеры будут обязаны фиксировать обращения и при необходимости перезванивать обратившимся с заявкой. На устранение мелких повреждений, к примеру, засоров, управляющим компаниям дадут два часа, а на ремонт аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем — не более трех дней.
Особые требования будут касаться работы центров обслуживания клиентов. Там должны быть оборудованы специальные зоны для приема посетителей, установлены терминалы для оплаты услуг и стенды с доступом в “ГИС ЖКХ” и на сайт управляющей компании. Причем такие центры должны иметь гибкий график работы, чтобы и в вечернее время, и в субботу жители имели возможность решать возникающие вопросы по управлению своим жильем.
Звучит — как сказка! Хочется сказать министру ЖКХ Михаилу Меню: “Да вы фантазер, батенька!” Ясно, что авторы новых инициатив надеются с введением этих правил дополнительно очистить рынок от недобросовестных управляющих компаний. Только два-три года назад они точно так же говорили о перспективах лицензирования: мол, количество компаний сократится, останутся только самые-самые. Но компаний с лицензиями меньше не стало. Напротив, каждый месяц лицензии получают все новые и новые УК. А обещанные поправки в Жилищный кодекс, обязывающие аннулировать лицензии у “управляек-пустышек” (то есть компаний без домов в управлении) через полгода после получения права работать на рынке до сих пор так и не приняты.
Еще одну “конфетку” пообещал собственникам жилья, обиженным “управдомами”, Верховный суд. СМИ радостно сообщили, что пленум ВС разрешил жильцам требовать денежную компенсацию морального вреда — в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Однако у первоисточников этой информации найти не удалось. Только на одном из юридических интернет-порталов разъяснили, что проект постановления о некоторых вопросах рассмотрения судами споров в сфере ЖКХ обсуждался на заседании Пленума ВС РФ. Суть его заключается в следующем. Если по существующим правовым нормам в случае, когда поставщик коммунальных услуг допускает такие нарушения, он обязан сделать перерасчет платы за услуги. Теперь же предлагается ввести дополнительные меры защиты потребителя: требование возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа. Причем подтвердить свою правоту он может с помощью свидетельских показаний, аудио- и видеосъемки, заключения эксперта. А если поставщик не согласен, то доказать обратное он должен будет сам.
Анна Лиханова.
Источник: «Кузнецкий рабочий»
Вы можете оставить комментарий.