26 декабря 2017 | 10:31:48
Доверие тех, кто платит
История с начислением платы за обслуживание лифтов жителей квартир, расположенных на первом и втором этажах, продолжается — и, как и предполагалось с самого начала, с новыми увлекательными подробностями. Жителям одного из многоквартирных домов на улице Тольятти с 1 июля 2017 года за лифт стали начислять плату исходя из нового тарифа: если прежде они платили по 4,80 рубля с квадратного метра (за исключением двух нижних этажей), то теперь им предложили к оплате тариф 4,58 рубля — без всяких исключений.
«Один собственник-пенсионер, чья квартира расположена на первом этаже и который никогда в жизни ранее не платил за лифт, решил обратиться в Государственную жилищную инспекцию за разъяснением: мол, лифтом не пользуюсь, общего собрания по утверждению этого тарифа в доме не проводилось, — рассказывает председатель совета дома Марина Зырянова. — В итоге ГЖИ направляет предписание нашей управляющей компании - начислять плату в размере 4,8 рубля за квадратный метр. За неисполнение предписания компании грозит штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей за то, что они изменили размер платы за лифт в одностороннем порядке, без проведения общего собрания по утверждению или изменению этого тарифа. Управляющая компания предписание выполнила: теперь у нас из 288 квартир в доме у одного собственника индивидуальный, персональный, отдельный размер платы за лифт — по предписанию ГЖИ! И что теперь прикажете делать этому пенсионеру, когда у него на руках ответ того же ведущего специалиста-эксперта ГЖИ, в котором говорится, что размер платы за жилищные услуги является единым, одинаковым для всех собственников МКД и не зависит от этажности нахождения жилого помещения? Так и хочется спросить: как это понимать, уважаемая инспекция, как такое возможно?»
Действительно, ситуация нелепая: житель, получив квитанцию на оплату, даже не сразу понял, что он один платит за лифт больше других жильцов. И лишь расспросив соседей («Когда это нам тарифы поменяли?»), узнал о своей «уникальности». Вероятно, если бы он не обратился в орган жилищного надзора с жалобой, платил бы так же, как и все остальные. Инициатива, значит, наказуема?
Собрания, на котором утверждались бы тарифы на жилищные услуги, по словам председателя совета дома и информации, указанной в предписании ГЖИ, не проводилось с лета 2016 года. С тех пор и действовал тариф на обслуживание лифта — 4,8 рубля с квадратного метра. Но летом 2016 года компания стала начислять жильцам всех этажей, с первого по девятый, 4,58 рубля — без проведения общего собрания собственников. Почему такое собрание не было инициировано и проведено, как положено для принятия тарифов на жилищные услуги? Вероятно, потому, что жители бы обязательно спросили: а на каком основании вы предлагаете нам именно этот тариф? И где, собственно, расчеты по нашему конкретному дому? Однако сегодня город руководствуется предложенным «усредненным» тарифом для начисления — независимо от этажности дома, его жилой площади и количества лифтов и жителей. Управляющей компании даже нет смысла вступать в обсуждение с жильцами этой суммы: к примеру, тариф 4,46 рубля (без учета затрат на уборку) был признан «экономически обоснованным и принятым к расчету» в ходе совещания в городской администрации 29 июня 2017 года. Единый тариф для всех домов без исключения. «А нам хотелось бы увидеть расчеты — из чего складывается этот тариф, — говорит Марина Зырянова. — Если он средний, то почему мы должны платить за жильцов в тех домах, где два лифта в подъезде или есть грузовые лифты?»
А главное — как выбраться из этого положения, когда всем начисление ведется по одному тарифу, а жителю одной квартиры, как прокаженному, — другому. Назначая новый тариф в одностороннем порядке, без проведения собрания, управляющая компания в любом случае «нарывается» на нарушение законодательства. Оставить всем старый тариф, за исключением жильцов двух нижних этажей, - та же беда.
Обязать и их платить — снова нарушение. Государственная жилищная инспекция, затеяв приведение размера начисляемой платы в соответствие с законодательством в Новокузнецке, возможно, сама того не желая, спровоцировала либо новый виток неразберихи, либо шквал недовольства жителей. «Можно по-разному истолковать эту ситуацию, но почему-то первое, что приходит на ум - это раздражение, некий посыл в сторону недовольных граждан, мол, будете жаловаться, будет еще хуже, — пишет Марина Зырянова. — А еще какое-то ложное бессилие, нежелание наводить порядок в сфере ЖКХ — разбирайтесь, мол, там сами, как хотите. Вот так и получается, что крайними всегда остаются самые незащищенные — простые жители, потому что некому защищать их права».
Вопрос с тарифом на содержание и техническое обслуживание лифта напоминает многолетнюю историю с оплатой вывоза мусора: размер платы за эти услуги определялся отнюдь не по предложению управляющей компании, поскольку оказывали их сторонние организации, сами решающие вопрос тарифообразования и неохотно снижающие свои расценки. Теперь плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами будет регулироваться на региональном уровне. А за лифт по-прежнему приходится «отдуваться» управляющим компаниям: с одной стороны, лифтовики с их «экономически обоснованными» тарифами, с другой — жители, требующие тариф конкретизировать и обосновать, с третьей — органы жилконтроля, которые готовы выдать предписание за нарушение.
Однако ГЖИ, перекладывая ответственность за одностороннее повышение тарифа на управляющие компании (по требованию самой инспекции, между прочим), похоже, не слишком много внимания уделила вопросу о справедливости увеличения размера платы для жителей первых двух этажей: их совокупный платеж за жилищные услуги вырос сразу на 150 — 180 рублей. И как, хотелось бы знать, это согласуется с требованием не завышать платежи больше, чем разрешено? Ведь, как в случае с домом на улице Тольятти, общего собрания, на котором жильцы бы приняли решение о своем согласии с повышением, не проводилось, а компания стала начислять плату за лифт жителям нижних этажей по требованию той же ГЖИ под страхом административного наказания. Кстати, Жилищный кодекс говорит, что устанавливать тарифы можно не чаще, чем раз в год, — разве что по желанию самих жителей. Вероятно, жители первых этажей должны были прийти в УК с просьбой срочно повысить размер их платы за услуги?
Кстати, регулируемый уровень повышения платы за услуги ЖКХ — вещь вообще очень хитрая. К примеру, предельный индекс роста тарифов на «коммуналку» определяется ежегодно постановлением Правительства РФ: ниже этого индекса повысить платежи можно, но больше — ни-ни. Однако региональные органы власти могут своим решением и приподнять эту планку в определенных случаях. Как пытались сделать это в Новосибирске в прошлом году: там индекс был повышен сразу до 15 процентов. Правда, затея не удалась под давлением общественности, и индексы установили на уровне определенных правительством 4 процентов.
В Кемеровской области предельный индекс на 2017 год — 5,9 процента (как, впрочем, и на 2018-й). Но жители у нас неглупые, считать умеют. Сравнив цифры, они быстро разобрались, что на какие-то услуги тариф был увеличен на 6,3 процента, а на какие-то только на 3,7. В среднем, действительно, получилось 5,8 - не придерешься. Однако, еще раз пересчитав свои увеличившиеся расходы на «коммуналку», потребители услуг поняли, что распределение этого повышения по общему объему платежей неравномерно. Возьмем в качестве примера трехкомнатную квартиру площадью 60 кв. м, в которой живут три человека. В прошлом году за отопление семья платила 965,4 рубля, а в этом — уже 1026 рублей. За холодную воду (при нормативном потреблении) в 2016 году плата была 275,79 рубля, в 2017-м — 293,25 рубля. Водоотведение — 310,47 рубля в 2016 году и 330,09 рубля в 2017-м. За горячее водоснабжение, исходя из нормативов, — 543,93 рубля по тарифам 2016 года против 578,19 рубля в 2017 году. Электроэнергия — 639 рублей за 300 киловатт в 2016 году и 663 рубля в 2017-м. Итого повышение — почти 156 рублей. И самый небольшой платеж в этой структуре — за электроэнергию, тариф на которую повысился меньше чем на 4 процента.
Конечно, мало в каких квартирах нет вообще никаких приборов учета, и платить по нормативам сегодня совершенно невыгодно. Расход электроэнергии может и не ограничиться 300 киловатт-часами в месяц при таком количестве бытовой, электронной и видеотехники. Зато на воде люди чаще экономят. Так что структура платежей при оплате по показаниям счетчиков несколько иная — за исключением отопления, где платеж рассчитывается по площади жилья (правда, и за тепло в следующем году может быть перерасчет для «оприборенных» домов, но кто сказал, что он будет в сторону уменьшения?). Однако эту экономию можно считать скорее достижением жильцов, чем недоработкой властей, играющих с предельными индексами как наперстками в известной форме надувательства. Жители как основные потребители и услуг и тарифов, все ощущают на своем кошельке, а доверие человека, который платит, потерять нетрудно.
Анна Лиханова
Источник: «Кузнецкий рабочий»
Пример с пенсионером с 1 этажа лишний раз подтверждает что большинство кресел во властных структурах заняты людьми без единого таракана в голове. Как в том анекдоте про студента который никак не мог достать яблоко под потолком в прыжке. Обезьяна ему говорит — думай а студент в ответ- ПРЫГАТЬ НАДО А НЕ ДУМАТЬ. Обезьяна взяла палку и сбила яблоко. Так и наше ГЖИ во главе с Гайденко.
А что то никто не вспоминает что плата за КР СОИ по электроэнергии в пределах норматива увеличилась в 5.5 раза благодаря включению в нее площади чердака и подвала. Обитатели кресел во властных структурах Вы бы хоть разобрались в чем отличие ОДИ от МОП (КР СОИ).
Фсе!! квадратные метры идут ч/з ОДПУ!!! Ну при чем здесь МОП,ОДИ,квартиры собственников?
процессизменения тарифа на ТО и содержание лифта беспокоит и волнует только простых людей в нашем городе а слуги народа и мкниципалитет хранит гробовое молчание или связан круговой порукой но народ не дремлет и пишет царю челобитные