17 января 2017 | 11:30:11
“О-о, тёпленькая пошла!..”
МП “ССК” лишилось части тепловых сетей. На прошлой неделе стало известно об утверждении Министерством энергетики России актуализированной схемы теплоснабжения города Новокузнецка до 2032 года.
В списке ключевых изменений — корректировка инвестиционных планов по развитию Кузнецкой ТЭЦ с подключением дополнительной нагрузки, корректировка объемов инвестиций в теплосетевой комплекс города с учетом требований законодательства, конкретизация мероприятий по переходу на закрытую схему теплоснабжения Новокузнецка.
Попробуем изложить кратко самое важное, принципиальное. Первое - предполагается замещение зон обслуживания Байдаевской и Зыряновской котельных тепловыми мощностями Кузнецкой ТЭЦ. То есть котельные с их высокой стоимостью гигакалории ликвидируют, а потребителей в Орджоникидзевском районе переведут на отопление и горячее водоснабжение от теплоэлектроцентрали. О технической возможности такого шага и излишках тепла представители КТЭЦ говорят давно. В плане экономики также ожидается позитив: для теплоэлектроцентрали тепло все-таки вторичный продукт, первична электроэнергия, а горячая вода и пар образуются в ходе техпроцесса и используются соответствующим образом… Теперь же получено и “добро” сверху, препятствий к реализации нет. Объем необходимых инвестиций должен составить более пятисот миллионов рублей, а сам перевод планируется завершить к 2019 году.
В Новоильинском районе предполагается строительство тепловых сетей и насосных станций. Источниками тепла наряду с Западно-Сибирской ТЭЦ должны стать модульные газовые котельные. Себестоимость тепловой энергии у этих котельных выше, зато потери сведены к минимуму, да и к экологичности нет больших претензий. ЗСТЭЦ в отличие от КТЭЦ излишков мощности не имеет, во всяком случае, пока.
Еще одним важным элементом утвержденной схемы является перевод теплоснабжения на закрытую схему. Сейчас применяется открытая: горячее водоснабжение осуществляется из той же трубы, по которой теплоноситель поступает в приборы отопления, батареи. Такая схема дешевле, поскольку не предусматривает прокладки отдельной нитки трубопровода под ГВС. Но зато химически подготовленная вода вместо того, чтобы постоянно циркулировать по контуру “котел ТЭЦ-батарея потребителя”, расходуется, забирается из системы. И требуется постоянная подпитка водой, с соответствующей химподготовкой (для бесперебойной работы водогрейного оборудования). Вместе с тем, качество воды “с химией” не в полной мере, скажем так, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. После перехода на закрытую схему (надеемся, хотя бы к 2032 году он состоится) вода на отопление и вода на горячее водоснабжение будет направляться по разным трубам и использоваться на разные коммунальные надобности.
Если с Кузнецкой ТЭЦ все более-менее понятно, а Западно-Сибирская ТЭЦ больших нареканий не вызывает, то ситуация на Центральной ТЭЦ далека от оптимальной. ЦТЭЦ нынче находится в состоянии банкротства, вскоре должна быть назначена процедура продажи имущества. Долги предприятия превышают 2,3 миллиарда рублей — при оценочной стоимости самого имущества теплоэлектроцентрали в миллиард рублей.
Напомним, что проблемы у этой ТЭЦ начались в 2013-м, с момента, когда Евраз отказался от нее, и управлять предприятием стали сначала волгоградцы под контролем муниципалитета, затем сам муниципалитет, а потом периодически меняющиеся конкурсные управляющие.
Лично мне кажется крайне любопытным период 2013-14 годов, когда и был накоплен основной долг, в первую очередь, перед поставщиком газа — Газпромом. В то время муниципальное предприятие “Сибирская сбытовая компания” (МП “ССК”) под руководством Виктора Казеки собирало деньги с населения и других потребителей ЦТЭЦ. После чего эти деньги, по логике, должны были перечисляться Центральной ТЭЦ, откуда уходить Газпрому как плата за получаемый теплоноситель. Но до Газпрома деньги не доходили в течение всего отопительного сезона! И потом они выплачены не были. Некоторое время ТЭЦ работала безубыточно, но свистопляска с конкурсными управляющими опять привела к росту задолженности.
Параллельно с ростом долгов Центральной ТЭЦ отмечалось нарастание задолженности и у МП “ССК”, которое нынче также находится в состоянии банкротства с двухмиллиардной задолженностью. ССК обслуживает тепловые сети и котельные. Глава города Сергей Кузнецов заявлял, что ликвидации МП “ССК” он не допустит, предприятие будет выведено из банкротства. Но как это сделать при двух миллиардах рублей долгов?.. И при долгах самого муниципалитета, оценивающихся в шесть миллиардов?..
На днях появилась информация, что новым собственником части городских тепловых сетей в Новокузнецке решением суда признано ООО “Стройград”, которое набирает персонал и приступает к обслуживанию этих теплосетей. Слесарь-теплотехник Владимир Астраханцев, в частности, сообщил, что он вместе с товарищами перешел из МП “ССК” в это предприятие. Надеется на то, что будет лучше. (“В ССК ни разу не индексировали зарплату, не было запаса материалов, все делалось “с колес”, — говорит он.)
С самим “Стройградом” контактов установить не удалось, но на вопросы ответил главный инженер ООО “Теплосервис” Сергей ФРОЛЕНКО.
— Каковы отношения между “Стройградом” и “Теплосервисом”?
— Мы подрядная организация, обслуживаем теплосети “Стройграда”.
— Сколько таких сетей в Новокузнецке? Где находятся?
— В Куйбышевском и Орджоникидзевском районах, от 20-ти муниципальных котельных. В общей сложности в городе 220 километров наших сетей.
— Выходит около четверти всех теплосетей Новокузнецка, так?
— Немного меньше четверти. Мы уже приступили к их обслуживанию. Обслуживание подразумевает текущие работы, капитальные ремонты, ликвидацию аварийных ситуаций, все то, что позволит осуществлять бесперебойное теплоснабжение.
— Что-то меняется для потребителей?
— Нет, для людей никаких изменений нет. Оплата производится прежним порядком, ее размер остается таким же, как был.
— Есть ли у вас аварийно-диспетчерская служба, где находится, как людям с ней связаться, чтобы, например, сообщить об аварии?
— АДС есть, находится на Орджоникидзе, 12, телефон 740-200. В целом штат сейчас комплектуется. Многие переходят из Сибирской сбытовой компании, как и я, например. Там я работал заместителем главного инженера.
— С каким настроением переходят люди?
— С надеждой на лучшее. Нестабильность-то никому не нравится.
Сергей Бабиков.
Источник: газета «Кузнецкий рабочий»