02 декабря 2019 | 19:38:30
Панихида по трамваю
Трамвайных линий в Новокузнецке становится меньше, а трамваев больше: помимо доставленных из Москвы 10 трамваев на сайте Госзакупок размещен тендер на приобретение еще девяти новых вагонов.
Два из них будут двухсекционные и низкопольные. Предполагается получить новый транспорт к середине 2020 года.
Между тем в южной столице Кузбасса отказ от самого шумного, но при этом самого экологичного вида общественного транспорта идет планомерно по мере выполнения ремонта городских дорог. Сначала пришлось попрощаться с трамвайными маршрутами до Сосновки и на проспекте Строителей, потом исчез трамвай с проспекта Курако, сейчас выполнен демонтаж трамвайных путей на проспекте Металлургов. Для автовладельцев такой ход развития событий является позитивным: на дорогах увеличивается пропускная способность. Для безлошадных сограждан трамвай был удобным средством передвижения, свободно преодолевающим автомобильно-автобусные пробки. Правы и те и другие, но на решение со строительством многоуровневых развязок, удовлетворяющее все стороны трамвайно-автомобильного спора нет денег. К тому же в споре побеждает тот, на чьей стороне находятся принимающие решение чиновники. Кто-нибудь видел хоть раз главу города или руководителя управления по транспорту, которые ехали на работу в час пик в трамвае? Нет? Отсюда выбор защиты интересов частных и государственных автотранспорников.
Между тем, Новокузнецк в своем отказе от трамвая не одинок . Одним из первых городов России, где исчез электротранспорт стал Архангельск. Самый северный в мире трамвай, который появился еще до революции, перестал курсировать по архангельским улицам в 2004 году. А спустя четыре года в городе закрылось и троллейбусное движение. На месте троллейбусного парка выстроили огромный торговый центр. В 2008 году вслед за такими российскими городами, как Астрахань, Карпинск, Шахты, закрылось движение трамваев в Иваново. Потом были ликвидированы трамваи в Рязани, Воронеже, Твери, Дзержинске и других городах.
По троллейбусам каток разрушения прошелся едва ли не круче, чем по трамваям. За последние 10 лет прекратилось троллейбусное движение в Тюмени, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани. Весной этого года исчезли троллейбусы с улиц Перми. Городские власти признали нецелесообразным содержать этот вид общественного транспорта.
Между тем есть города, в которых о закрытии общественного электротранспорта не помышляли благодаря разумному хозяйствованию местных властей. Это столь разные по размерам бюджета и уровню жизни Краснодар и Уфа, Екатеринбург и Нижний Тагил, Самара и Санкт-Петербург. Например, в Краснодаре приоритет отдан трамваю: до 2021 года парк «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления» пополнят 90 вагонов, кроме того до конца года в городе начнут курсировать 12 новых троллейбусов с автономным ходом. В Екатеринбурге тоже не отказываются от планов развития трамвая и троллейбуса. Скоростной трамвай должен соединить центр Екатеринбурга с новым районом — Академическим. А кольцевая дорога с рельсами, которую планируют построить вокруг Екатеринбурга к 2030 году, свяжет мегаполис с городами-спутниками. В Нижнем Тагиле главный секрет «выживаемости» электротранспорта — необходимость сохранения рабочего ритма 300-тысячного уральского города. Созданная в 2013 году программа развития городского трамвая рассчитана до 2024 года. Доводы за: трамвай экологически безопасен, а вагон вмещает больше пассажиров, чем автобус, — это важно. За первые пять лет на обновление трамвайного парка из городского и регионального бюджетов потратили 1 миллиард 262 тысячи рублей. Сейчас в эксплуатации находится 107 линейных и 12 служебных трамваев.
Как утверждают эксперты, опыт городов, сохранивших электротранспорт, свидетельствует о том, что наличие уже существующей инфраструктуры троллейбуса и трамвая делает невыгодным отказ от них в пользу автобусов и маршруток. В Новокузнецке существующая инфраструкура позволяющая развивать трамвайное движение уничтожается. Возродить первое в Сибири трамвайное сообщение, скорее всего, будет сложнее, чем сохранить его сегодня.
Светлана Зеленина
NK-TV.COM
Ломать — не строить! 🙁