НАВЕРХ
 

17 сентября 2020 | 12:44:09



С 1 сентября, в Кузбассе начинает действовать новый размер платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).

Новокузнечане часто задают вопрос: почему в Новокузнецке и Кемерове с сентября размер платы граждан за ЖКУ повышают на 15 процентов, хотя утвержденный правительством для Кузбасса предельный индекс составляет 4,9 процента? Горожане видят в это несправедливость и нарушение их прав.

Но сначала стоит разобраться, как вообще в Кемеровской области происходит изменение размера платы потребителей за ЖКУ.

Применять здесь термин «тариф» будет неверно. Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса, например, кубометра воды и твердых коммунальных отходов, киловатта электроэнергии или гигакалории тепловой энергии.

Что включается в тариф при его расчете?

В сферах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ТКО тарифы устанавливаются на основании всех экономически обоснованных расходов организации, производящей ресурс, и расчетного объема реализации коммунального ресурса – его количества, запланированного к поставке потребителям в определенный отрезок времени.

В Новокузнецке действует один оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, но холодную воду разным потребителям могут доставлять разные поставщики – так же, как тепловую энергию и горячую воду: например, в городе три ТЭЦ и несколько котельных. Стоимость производства коммунального ресурса у каждой организации разная, соответственно, различаются и установленные тарифы на один и тот же ресурс.
Различна и структура затрат.

Например, в услуге теплоснабжения только расходы на топливо составляют около 35 процентов, на налоги — 25 процентов, на ремонты – 10 процентов, на электроэнергию – 5 процентов. Плюс заработная плата со всеми отчислениями и прочие расходы. Закономерно, что с ростом стоимости топлива растут и расходы теплоснабжающей организации и, соответственно, тариф на конечный продукт.

Но тарифы на коммунальные ресурсы – регулируемые: согласно Жилищному кодексу РФ (ст.157, ч.2), их устанавливают органы государственной власти субъекта РФ, а не ресурсоснабжающие организации.

В то же время размер платы для граждан может отличаться от тарифа.

В постановлении Правительства РФ № 354 («Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») есть пункт 38, который гласит: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных тарифов и нормативов, который также устанавливают регионы.
При планировании местного бюджета в расходную часть закладывается определенный объем средств на возмещение части платы за коммунальные услуги. Потому что размер платы граждан составляет от 30 до 100 процентов от стоимости потребленного коммунального ресурса, рассчитанного исходя из экономически обоснованных тарифов, которые утверждаются регулятором — Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (РЭК).

Это своеобразная мера социальной поддержки, которая оказывается не только социально незащищенным категориям населения – ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям, но и всем гражданам, которые ни к одной льготной категории не относятся.

Законодательством РФ предусмотрены индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги платы – они ограничивают рост цен на жилищно-коммунальные услуги определенным показателем, который выражается в процентах.

Сколько за «коммуналку» платить будем

Базовое значение индекса платы устанавливается Правительством РФ для каждого субъекта РФ при планировании изменения размера платы на будущий год. А окончательные индексы утверждают правительства или администрации регионов для конкретных муниципальных образований.
Эти предельные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При этом не должна учитываться разница в размере платежей, если она возникла вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий.

В соответствии со статьей 157.1. ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Если распоряжением Правительства РФ № 2556-р от 29.10.2019 года средний индекс по Кемеровской области на II полугодие 2020 год утвержден в размере 4,9 процента, то постановлением губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 16.06.2020 года № 63 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кузбасса на 2020 год — от 3,2 до 15 процентов.

Самый низкий индекс утвержден для Белогорского городского поселения на севере области – 3,2 процента, самый высокий — для городов Кемерово и Новокузнецк, 15 процентов.

При этом предельный индекс для других муниципальных образований – от 4,3 до 7,9 процента. Но если подсчитать, то среднее значение индексов по региону составляет не более 4,9 процента – в соответствии с принятым Правительством РФ средним индексом на II полугодие 2020 года для Кузбасса.

Принятое в 2014 году Правительством России постановление № 400 “О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации” гласит: “В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования […] предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации…”

То есть, более чем на 3 процента, установленных для Кемеровской области на 2020-2023 годы.

Многие интересуются – а какие тарифы в областном центре?

Кому с сентября будет легче нести коммунальное бремя – новокузнечанам или кемеровчанам? Центр жилищного просвещения Кемеровской области провел анализ фактических значений индексов по городу Кемерово, исходя из тарифов, утвержденных на 1 июля 2020 года. И убедились, что индекс изменения платы в среднем не превысил установленный Правительством РФ – 4,9 процента.

В качестве обоснования для установления предельных индексов для города Кемерово, в том числе, указано: «При установлении предельного (максимального) индекса для города Кемерово учитывались темпы изменения тарифов в сфере водоснабжения — 4,38%, водоотведения — 4,57%, горячего водоснабжения — 4,0%, отопления — 4,0%, электрической энергии — 4,7%, обращения с твердыми коммунальными отходами — 4,9%.

Предельный индекс в размере 15% согласован решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 07.11.2019 № 273 «О согласовании проекта постановления Губернатора Кемеровской области — Кузбасса «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области — Кузбасса на 2020 год».

«Анализ принятого решения показал, что с 01.01.2020 до 30.06.2020 размер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг из бюджета увеличился на 18-68 процентов, а с 01.09.2020 значительно уменьшится, — отмечается в публикации Центра жилищного просвещения. – Так, на холодное водоснабжение (питьевая вода) размер поддержки с 01.09.2020 вообще отсутствует.
Граждане будут оплачивать 100% по утверждённому РЭК тарифу – 43,57 руб./куб.м (с НДС). По водоотведению оплата из бюджета составит – 20,7 % вместо ранее принятого на 01.01.2020 – 40,8 % (поддержка уменьшилась почти в два раза).
По горячему водоснабжению в пределах норматива потребления доплата из бюджета составит порядка 67,5 % вместо — 68,1% (поддержка уменьшилась незначительно — на 0,6%). Граждане будут оплачивать – 32,5 % от экономически обоснованного тарифа. По отоплению в пределах регионального стандарта доплата из бюджета составит порядка – 50,7 % вместо – 52,7 % (поддержка уменьшилась также незначительно на 2,0 %).
Следует отметить, что за услугу энергоснабжения тариф повысился с 01.07.2020 на 4,6 %. Например, с 2,40 до 2,51 руб./кВтч для населения в домах, оборудованных стационарными электроплитами. Размеры социальной поддержки по данному ресурсу на региональном уровне не предусмотрены».
Для Новокузнецка обоснование повышения размера платы в аналогичной части звучит так:

«При установлении предельного (максимального) индекса учитывались темпы изменения тарифов в сфере водоснабжения 8,0%, водоотведения 8,0%, горячего водоснабжения 4,0%, отопления 4,0%, электрической энергии 4,7%, обращения с твердыми коммунальными отходами 7,0%». То есть тарифы на некоторые ресурсы в Новокузнецке увеличиваются значительно больше, чем в областном центре.

Но при этом с 1 сентября новокузнечане еще не будут оплачивать 100% стоимости услуги водоснабжению, как в Кемерове. Размер платы граждан в первом полугодии 2020 года за холодное водоснабжение составляет 21,72 рубля за 1 куб.м, а с 1 сентября будет 30,73 рубля (но с 1 июля до 1 сентября плата составит 19,85 рубля за 1 куб.м или на 8,6 процента – чтобы уравновесить повышение платы за электроснабжение). А размер бюджетной субсидии «Водоканалу» как одному из поставщику ресурсов составит около 8,5 процентов от суммы тарифа (в настоящее время – около 30 процентов).

Плата за водоотведение с 1 сентября вырастет с 14,63 рублей за 1 куб.м до 20,70 рублей или почти на 42 процента. При этом бюджет должен будет еще доплачивать ресурсоснабжающей организации порядка 5 процентов от тарифа. Сейчас объем субсидии составляет более 28 процентов.
Горячая вода с сентября подорожает для потребителей до 64,31 рубля за 1 куб.м или на 1 процент относительно размеры платы в первой половине 2020 года. А бюджетная субсидия поставщикам составит от 23,68 до 131,69 рубля за 1 куб. м, что превышает 30 процентов от тарифа, установленного органом регулирования.

Размер платы за отопление в Новокузнецке также вырастет — с 986,35 рубля за 1 Гкал до 1129,87 рубля или на 14 процентов. В то же время размер субсидии из бюджета все еще будет составлять до 54 процентов тарифа для разных организаций теплоснабжения.

Пандемия новой коронавирусной инфекции отразилась не только на благосостоянии горожан, многие из которых была вынуждена длительное время оставаться в самоизоляции.

Сократилась и доходная часть бюджета.

Однако коммунальные услуги предоставлялась горожанам в обычном режиме, по графику были реализованы все необходимые мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду. Ресурсоснабжающие организации выполнили свои обязательства, а перед бюджетом города стоит трудная задача – рассчитаться за поставленные ресурсы…

В то же время новокузнечане, чей достаток после повышения размера платы не позволит оплачивать жилищно-коммунальные услуги без ущерба для семейного бюджета, могут оформить субсидию по оплате ЖКУ. При этом индивидуально учитывается расход каждой семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и доля платежа в совокупном доходе всех членов семейства.

Органы соцзащиты по месту жительства могут дать полную информацию о порядке оформления субсидии и сделать необходимые расчеты.

Анастасия Плотникова
Вы можете оставить комментарий.

Комментарии

  1. Аноним:

    Обдираловка при тощих кошельках новокузнечан в полном разгаре. Лишь бы у них все было в шоколаде. Терпилы молчат.

  2. Максимыч:

    Прошу совета! Полдома жителей добросовестные потребители воды, а вторая половина на счетчики магниты ставит. В результате образуется сверхнормативный ОДН на воду, который списывается с лицевого счета дома. УК и Водоканал проблему игнорируют. Кто с этим сталкивался, что делать?

  3. braserd:

    Максимыч! А почему на ОСС не принять решение об установке дополнительно к механическим антимагнитных пломб?! Все, кто проголосуют «ПРОТИВ» — вторая половина, которая «на счётчики ставит магниты». Номера квартир таких собственников придать публичной огласки. Думаю, «разруха кончится сама собой».

  4. Максимыч:

    braserd, есть такая тема про пломбы. Мне интересно кто-то реально это делал, как организовывали доступ к счетчикам, контроль, привлечение к ответственности. Насколько это эффективно на практике с учетом противодействия оппозиционеров?

  5. Максимыч:

    braserd, есть еще одна гадость — скручивание показаний счетчиков пылесосом через отвод сетчатого фильтра без снятия пломбы. В интернете подробные ролики в свободном доступе. Тут возни побольше для воров, чем с магнитами, но как этому противостоять не известно.

  6. Максимыч:

    braserd, ну и третья проблема УК не хочет этим заниматься. У них нет человеческих ресурсов для учета и контроля за счетчиками, им это не приносит прибыли. Соответственно идет саботаж со стороны УК. Таким образом, задача нетривиальная, обращение к разуму оппозиционеров, что все равно недоплата снимается из общих денег, не дает эффекта. Они рассуждают так, все равно воровать выгодно, ведь моя недоплата распределяется на всех. А на попытки пристыдить просто смеются в лицо — а ты докажи.


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.