02 февраля 2012 | 14:57:56
«УПРАВДОМ» // Невыносимый мусор
На прошедшей сразу после новогодних каникул пресс-конференции глава города Новокузнецка В.Г. Смолего заявил, что изменений в оплате населением вывоза ТБО в ближайшее время не будет. «Один рубль за квадратный метр пока останется. Сейчас мы заканчиваем сверку, нужно закрыть долги прошедшего года, и с 1 января мы четко идем по новой схеме», — заверил он.
Напомню, новая схема заработала после вступления в силу решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, заседание которого состоялось в конце мая 2011 года. Тогда администрации города Новокузнецка было поручено создать муниципальное казенное предприятие по вывозу ТБО, финуправлению – запланировать в бюджете города необходимые для этого средства. А управляющим компаниям, ТСЖ и другим специализированным жилищным организациям настоятельно рекомендовано производить начисления за вывоз и утилизацию ТБО для населения с 1 июня 2011 года в размере 1 рубль за 1 квадратный метр в месяц.
По мнению мэра, «все идет по плану»: новое предприятие хоть и не было создано, зато заключен договор с МКП «Дороги Новокузнецка», которому вменили в обязанность не только следить за чистотой улиц, как прежде, но и вывозить мусор с придомовых территорий. В город поступила новая техника, приобретенная на областные средства, и до конца января все десять КамАЗов-мусоровозов приступят к работе. С переработчиком ТБО — ООО «Эколэнд» — также заключен договор. Население рублю радо, а разницу по утилизации мусора город берет на себя.
Но это бодрое настроение не разделяют руководители крупных управляющих компаний города, и им ситуация с мусором видится иначе.
— Управляющим компаниям, по большому счету, нет разницы, сколько стоит мусор, -говорит Кирилл Шертухов, генеральный директор ООО УК «Тесла». — Потому что не мы эту цену выставляем. Мы только посредники между получателями услуг (собственниками жилья) и предприятиями, оказывающими услуги. Однако именно нас пытаются сделать крайними. Это, по меньшей мере, не этично. Если смотреть глубже, предложенная схема в целом получается нелогичной и несправедливой. Ведь стоимость вывоза и утилизации ТБО до сих пор не снижена до одного рубля с квадратного метра. На январь 2012 года она составляет приблизительно 2,5 — 2,7 рубля с квадратного метра жилья. Потребителям просто предоставлена возможность оплачивать эту услугу не полностью. Кто же оплатит разницу? Администрация? Нет! Мы с вами. Наш с вами общий городской бюджет. Налоги с доходов трудоспособной части населения города пойдут не на общегородские нужды, вроде благоустройства и ремонта больниц и детских садов, а будут перечислены заводу по утилизации ТБО. Но и это еще не все! Бюджетные средства нельзя так просто направить на покрытие разницы, поэтому муниципальное предприятие «Дороги Новокузнецка» сегодня заключает договоры на вывоз и утилизацию ТБО по цене один рубль с квадратного метра, имеет убытки (разница между реальной ценой и рублем) от деятельности и получает бюджетные средства на их покрытие. Вот такая «схема». На мой взгляд, очень неустойчивая и не очень законная.
И управляющим компаниям, и собственникам жилья нужна стабильность. Очень хотелось бы, например, утвердить размер платы на содержание и ремонт (так называемый тариф на жилищные услуги) не на один год, а на два или даже на три. Причем технически компания «Тесла» готова это сделать (есть планы ремонтов, сметы и т.д.), и собственники готовы и согласны, но не наблюдается заинтересованности и поддержки со стороны администрации нашего города и области. Сегодня одна схема работает, завтра придумают другую, послезавтра все отменят… Как можно планировать бюджет предприятия? Рассчитывать семейный бюджет?
Складывается впечатление, что стабильность не выгодна властям. Что им нужен этот рычаг воздействия на людей – тарифы.
— Власти города активно используют административный ресурс, выдавливая неугодных перевозчиков с рынка, — уверен генеральный директор управляющей компании «Титан» Павел Красков. — У нас в последнее время очень сильно поменялась ситуация. Крупных игроков по вывозу мусора на рынке становится все меньше и меньше. Все направлено на то, чтобы рынок поляризировать и сосредоточить в одних руках. Кому это выгодно? Не знаю. Вот сейчас пришли новые мусоровозы, Александр Владимирович Иванов, заместитель главы города по вопросам ЖКХ, хвалится ими, но возникает вопрос: на каком жилом фонде и за какие деньги они будут работать? Эти машины должны быть обеспечены рынком оказания услуг, но никакого рынка я сейчас не наблюдаю, т.е., для каких целей эти машины появились, не понимаю. Если перевозчики будут сосредоточены в муниципальных руках, тогда почему в муниципальные руки не передают и завод по утилизации? Вопросов очень много, и для чего все это делается, не понятно. В городе, в котором есть колоссальные бюджетный дефицит, средства тратятся на приобретение автотранспорта, на обучение персонала, на обслуживание… Ребята, у нас дефицит, а вы тратите! Такое ощущение, что глава города или плохой экономист, или ему никто не докладывает, как обстоят дела, расклад не дают. Со всех экранов губернатор, тот же глава города говорят: деньги есть, все заплатим, а как дело доходит до выплаты, денег нет. Наша компания сверку прошла, и в начале декабря со стороны компании, перевозчика, утилизатора, администрации в лице комитета ЖКХ и расчетной организации был подписан акт, нас уверяли: вот-вот деньги придут, а пришли только 30 декабря. Как это понимать?
С 1 января наш перевозчик – ООО «СпецТранспорт», генеральный директор Татьяна Сергеевна Шипицина. Оказывают услуги отлично, график уже «устаканился», идут навстречу. Например, есть дом, где невозможно организовать контейнерную площадку, так мусоровоз в определенный час, когда все жильцы приходят с работы, стоит и ждет, причем, за те же деньги, а ведь это время, это контейнер не один раз опустить нужно. Я не думаю, что найдется еще такой же перевозчик в городе.
Но административное давление на УК, ТСЖ продолжается, причем в жесткой ультимативной форме: если вы не расторгнете договор, вы не пройдете сверку, у вас начнутся проблемы с администрацией. А взамен предлагают заключать договор с «Дорогами Новокузнецка». Почему? У меня только один ответ: идет передел рынка.
Можно с этими мнениями соглашаться или нет. Но хочется надеяться, что, нажимая на административные рычаги (касается ли это выбора перевозчиков мусора или президентских выборов), власть руководствуется благими намерениями.
Наталья Игнатьева
Источник: газета «УПРАВДОМ»
****
Теме тарифов на вывоз и утилизацию мусора было посвящено и очередное заседание клуба «Управдом». Аудитория собралась самая что ни на есть заинтересованная, подкованная, с историей «мусорного» вопроса знакомая не понаслышке. Здесь много вспоминали, анализировали и решали, как быть.
В конце 10-го года вдруг была упразднена «Компенсация выпадающих доходов на содержание и ремонт жилищного фонда» из городского бюджета. Тариф за вывоз и утилизацию мусора сразу подскочил с 76 копеек до 3 рублей 44 копеек. И люди, ошеломленные суммой, просто перестали платить.
— Тогда нас всех подставили, — сказал приглашенный на заседание клуба генеральный директор Новоильинской управляющей компании Сергей Реут. — Потому что никто не озвучил, что не только запускается супер-завод, но и тарифы вырастают многократно. И вообще, завод ли это? На «ЭкоЛэнде» мусора перерабатывается всего 7 процентов. А 93 процента брикетируется и закапывается в землю. Это просто очень дорогой полигон.
Весной 11-го года появилось знаменитое письмо с двумя тысячами подписей горожан, которое доставили в Москву и зарегистрировали в приемной Президента. Последовало выступление губернатора, и «вдруг» выяснилось, что население платило по завышенному тарифу.
Про дальнейшую историю с «рублевым» тарифом сказано столько, что повторяться уже не хочется. Рубль пока никто не отменял. Более того, схема заработала. В силу вступили договорные отношения с МКП «Дороги Новокузнецка» — тем самым искусственным предприятием, которое придумали для того, чтобы реализовать этот рубль. МКП собирает по рублю с УК, отдает деньги в «ЭкоЛэнд» и перевозчику, а остальное дотирует из бюджета. Но что же вызывает беспокойство?
— Вслед за монополизацией рынка утилизации я вижу попытки монополизировать и рынок вывоза мусора, — констатировал Сергей Реут.
В такой ситуации ясно даже оптимистам: долго задешево жить не придется, тариф за вывоз и утилизацию рано или поздно вырастет. Скорее всего, произойдет это летом, когда позади будут выборы. И снова, учитывая цикличность истории, управляющим компаниям и старшим домов следует держаться вместе: ведь у них цели и понимание проблемы — общие.
Скорее всего, управдомы снова будут собирать подписи для открытого обращения к властям. И появятся в нем, например, такие вопросы:
Как экономически объяснить тариф «ЭкоЛэнда»? Почему во всем мире цена вывоза мусора дороже, чем его утилизация, а у нас наоборот? Почему у нас утилизация тонны мусора стоит выше, чем добыча тонны угля? Как, имея монополизированный рынок утилизации, не допустить еще и монополизации рынка вывоза мусора?
И, наконец, почему деньги, которые жильцы копили на лицевом счете на ремонт подъезда, уходят за вывоз и утилизацию мусора?
Открытое письмо решено готовить, не дожидаясь лета.
Екатерина Жигулева
Источник: газета «УПРАВДОМ»