НАВЕРХ
 

10 апреля 2012 | 10:17:57



«УПРАВДОМ» // Ирина Орехова: «Жителей надо слушать и слышать!»

Газета «УПРАВДОМ» публикует интервью с Ириной Ореховой. Что происходит в сфере ЖКХ нашего города — глазами юриста и депутата горсовета.

 

Досье. Ирина Владимировна Орехова – коренная новокузнечанка. Образование – юридическое, политические взгляды – либерально-демократические. Депутат Совета народных депутатов г. Новокузнецка. Выдвинута Кемеровским региональным объединением ЛДПР. Является руководителем юридической службы ЛДПР по Кемеровской области и помощником депутата Государственной думы Д.И.Савельева.

 

Наша беседа с Ириной Владимировной состоялась в офисе местного отделения ЛДПР. Было довольно людно.

 

— Такие приемные мы открыли во многих городах области, — говорит Ирина Владимировна. – К нам обращаются с разными проблемами. В месяц поступает сотни жалоб и заявлений, и очередь расписана на полгода вперед. Ведь с людьми надо не только поговорить, но еще и отработать жалобу. Насколько это результативно, показали выборы: пять человек в Совете представляют нашу партию.

 

— Обращаются ли в вашу приемную люди, обеспокоенные положением дел в ЖКХ?

 

— Около 70 процентов обращений связано с жилищно-коммунальной сферой. После экологии это вторая проблема города. Нас просят разобраться, если неправильно насчитали за свет, за воду, много вопросов по ОДН: насколько это правомерно?

 

Часто приходится вникать и в такие проблемы, как конкуренция между УК.  Новокузнецк в этом смысле невыгодно отличается от других городов области, прославившись войнами, противодействием со стороны управляющих компаний, ТСЖ. Рейдерство у нас – довольно распространенное явление.

 

Есть, например, дом: не старый, хорошо поддерживаемый, добротный. Как только одна компания поработала, восстановила его, тут же появляется другая, которая очень сильно хочет этим домом управлять. Ведь вкладывать можно будет по минимуму, а получать денежных средств – по максимуму. Не люблю такие споры, но разбираться приходилось. Были судебные процессы, многие я сама лично вела. И все дела, которые я вела, в силу, наверное, профессионализма были выигрышными. Почему я это делала? Надо было понять все эти тонкости, почему у нас так происходит, какова в этом роль определенных инстанций.

 

— И что Вы увидели?

 

— В городе выделяется два клана. Есть компании, у которых присутствует административный ресурс. Не скрывается это ни правоохранительными органами, ни работниками прокуратуры.

 

Например, в администрации проводятся совещания по жалобам о дележе домов между компаниями (с чем я пыталась разобраться еще до выборов) – кто на них приглашается? Замглавы города по ЖКХ А.В. Иванов, ресурсоснабжающая организация. В протоколах пишут, что провели проверку, в чем какая компания права, в чем нет, какие документы у кого правильные, у кого нет. Причем надлежащего обоснования этих выводов я так и не увидела. С одной стороны, юридически формулировка правильная, но, с другой, понятно, кто за этим стоит.

 

Потом принимается решение: рекомендовать ресурсовикам, которые присутствуют, заключать договоры для работы на определенном доме именно с такой-то УК. Как вы считаете, если администрация рекомендует, с кем будут заключать договор? Правильно, у нас рекомендательное понимается как обязательное к исполнению. Самое смешное, что, когда я изучала первый протокол «рекомендательного характера», у меня на столе лежало решение суда о том, что действия некой УК по отношению к определенному дому носят абсолютно незаконный характер. А администрация рекомендует с ней работать!

 

Ситуация, с одной стороны, безвыходная, но, с другой, в Жилищном кодексе появились изменения. Мы пока еще не выработали инструмента. Может, в силу того, что кто-то не очень хочет в это вникать. У нас не все делается органами местного самоуправления, и до сегодняшнего момента администрация такими примерами зарабатывала только минусы. Это я и намерена исправлять, будучи депутатом.

 

— Что, по-Вашему, можно сделать?

 

— Буду выходить с инициативой по поводу изменений именно документации. Есть рекомендации Жилищного кодекса по поводу тех же самых регламентов взаимодействия между УК и органами местного самоуправления. Надо над этим работать. Не так давно мы заслушивали общественный совет по проблемам ЖКХ. Если честно, я узнала о нем, только став депутатом. Познакомившись с отчетом этой структуры о работе за 2010 – 2011 гг., я увидела, что общественный совет выполнил работу, которая находится за гранью полномочий органов местного самоуправления. И более того – Жилищного кодекса, что вообще недопустимо. А были ли представления прокуратуры о правонарушениях – задала я вопрос? Оказывается, были.

 

Но представители разных политических объединений, я не говорю именно об ЛДПР, в состав общественного совета при утверждении кандидатур вновь не вошли… И все равно я буду разбираться с этими вопросами, очень хочется все-таки показывать работу более качественную и улучшить в том числе работу общественного совета.

 

Мои предложения – начать с регламента взаимодействия, поскольку есть скользкий момент в самом законе, мы можем урегулировать это путем создания своего документа. Мы, прежде всего, должны наладить обратную связь с горожанами. Не с юридическими лицами, а с жителями: довольны ли они работой определенных компаний?

 

Озвучу идею о создании отдела по работе с жителями по вопросам ЖКХ. Пусть это будут даже простейшие исковые заявления. Надо людей консультировать, помогать им! Тогда соберется некая информация уже при администрации, при комитете ЖКХ. Я выдвигаю инициативу, чтобы туда вошли депутаты из комитета по городскому хозяйству и экологии. А помогать мы можем: у меня лично есть база знаний, практики, да и специальность позволяет это делать, можем подготовить для этого специалистов. И только общими усилиями, через обратную связь с жителями, которых надо слушать и слышать.

 

— Жалоб предостаточно. Взять хотя бы интернет.

 

— Вот. Жители сами подсказывают, как выходить из ситуации. Поступила, например, жалоба коллективного характера: жильцам не предоставляют отчета. А закон обязывает это делать, отчетность должна быть раз в год. Если этого нет, возникает подозрение в умысле – значит, не хотят, чтобы что-то видели, что-то скрывают. Поскольку органы местного самоуправления все-таки имеют свой ресурс и полномочия, почему бы им не вникнуть и не обязать управляющую компанию выполнить закон?

 

— Жильцы, обратившись в администрацию за помощью, в ответ слышат, что управляющая компания – предприятие частное, и органы самоуправления не имеют права ему указывать.

 

— Неправильный подход! Это самая выгодная позиция, чтобы отфутболить: кому нужны лишние проблемы? А ведь это очень хорошо, что жители хотят получить отчет. Это сильная гражданская позиция, и наша цель – ее поднять, чтобы люди задумывались: а что происходит? А мы сначала отдали функции управления собственникам, а потом сами создаем препятствия к их реализации. Получается, административный ресурс, когда надо проталкивать свои компании – он есть, он работает. А когда надо защищать интересы жителей – его нет.

 

В законе прописано, что могут, а что нет органы местного самоуправления. В рекомендательной форме они могут обратиться в управляющую компанию с просьбой в силу 59-го закона об обращениях граждан предоставить необходимую информацию. Или помочь жителям составить ту же самую жалобу с привлечением органов прокуратуры, обязать выполнить норму закона. Это мог бы, кстати, делать и отдел по работе с жителями, который я предлагаю создать.

 

— А уже созданный комитет ЖКХ не мог бы?

 

— У них свои должностные функции, я их еще детально не разбирала. Но, анализируя работу этой структуры, поскольку состою в комитете по городскому хозяйству и экологии, скажу, что не очень-то там все и гладко. Чем вызвано мое недовольство комитетом? (Про позитив пока не могу сказать, его, к сожалению, у меня пока нет.) Когда администрация в лице комитета выносит свою инициативу на рассмотрение Совета народных депутатов, то за определенное количество дней нам должны предоставить документ для ознакомления, чтобы мы правильно принимали его и либо вносили изменения, либо делали корректировки. И что же? В день заседания вручают документы: «Нам надо рассмотреть». Нам надо! А нам, депутатам, нет. Ведь мы должны отстаивать интересы жителей. Поскольку я настаиваю на исполнении норм регламента, которые у нас приняты Советом народных депутатов в 2010 году, позиция «нам надо» должна в корне поменяться на «жителям надо».

 

С комитетом ЖКХ мы все-таки найдем общий язык. Сделаем это в интересах граждан, чтобы люди поняли, для чего этот комитет, чем занимается.

 

— С кем Вы еще готовы вести диалог?

 

— В прошлом году ко мне обращались из нескольких управляющих компаний с просьбой проводить курсы, обучать простейшим нормам взаимодействия именно по жилищным вопросам. И с позиций закона, исходя из Жилищного кодекса, и на практике… Я дала свое безусловное согласие: мне интересно, людям нужно.

 

Были обращения и самих жителей: как правильно понимать ситуацию, как быть, когда навязывают протокол заочного голосования и так далее. Но я предложила работать от ЛДПР, потому что нагрузка очень большая, а мы бы выделили своих специалистов, разработали бы программу. И тогда инициаторы сами отказались от своей затеи из-за политической привязки. А по сути, какая разница, кто проводит учебу, если наша цель, и моя в том числе, — повышать свои знания. Важен результат, и почему мы не можем улучшить ситуацию из-за политической привязки? У нас и Конституция говорит о многопартийности. Наоборот, чья-то активность — это зацепка, чтобы развивались другие.

 

Поэтому общественная приемная ЛДПР открывает общественные организации по направлениям: материнство и детство, ЖКХ, защита прав потребителей и работа полиции. Мы только начинаем делать первые шаги, но думаю, что через полгода численность организации вырастет в сотни раз. Чтобы мы в форме собрания обсуждали, находили решение, помогали другим, своим желанием работать заражали остальных и действительно решали проблемы, своими руками улучшали свое существование.

 

— Ирина Владимировна, вопрос к Вам как к жильцу: метут ли у вас во дворе, чисто ли убирают?

 

— Я проживаю в Ильинке, на улице Косыгина, 29 (ООО «Новоильинская управляющая компания» — прим. «Управдома»). Мне нравится, как наша УК содержит жилье: отремонтировано, чистенько, покрашено. Делают косметические ремонты. Когда на девятом этаже потекла крыша, я позвонила, сделала заявку, вопрос оперативно решили, и я, как житель, осталась довольна.

 

Козырьки подъездов были изношены – все поменяли, установили новые почтовые ящики. Отопительный сезон, исключая аварию, которая коснулась двух районов, проходит нормально. Мне нравится, что управляющая организация выполняет свои обещания, реагирует быстро.

 

— Вот если бы такие отзывы стали в нашем городе нормой…

 

— Потому мы и работаем плотно с каждым заявителем. Полномочия помощника депутата Государственной думы я тоже использую, потому что здесь у нас не все вопросы решаются. Наконец-то жители не только Новокузнецка, но и всей Кемеровской области приобрели действительно работающего для жителей депутата Государственной думы РФ ФС РФ 6-го созыва — Дмитрия Ивановича Савельева. Только за последний месяц от имени депутата было направлено 16 обращений в органы исполнительной власти для решения реальных проблем жителей Кемеровской области, которые невозможно разрешить на территории нашей области. И таких будет ещё очень много…

 

Если говорить о работе в Совете народных депутатов, недавно я проводила прием избирателей в администрации Новоильинского района. Многие приехали издалека, и я услышала, что за всю историю не было такой очереди на прием ни к одному из депутатов, и никто их никогда не вел. Это печально.

 

Если нас избрали, и мы взяли на себя такую ответственность, то должны ее нести. Надеюсь, мы докажем собственной работой, что граждане не зря нас выбрали. У людей уже сформировано негативное мнение о чиновниках. Я считаю, мы можем это исправить качественной работой и действительной помощью людям. И не на деньги федерального, областного или местного бюджета – нельзя этим гордиться. А если проблема решаемая не в рамках этих бюджетов, то надо искать варианты. И тогда гордиться такими вещами необходимо: ведь действительно мы приложили к этому усилия, а не плановый бюджет. В этом-то все и отличие.

 

Есть намерение работать и еще раз работать. Тогда и будут перемены действительно к лучшему.

 

Елизавета Соловьева

Источник: газета «УПРАВДОМ»

Тэги: , ,
Вы можете оставить комментарий.

Комментарии

  1. Ленид Григорьевич Шатохин:

    Уважаемая Ирина Владимировна! Давно слежу за ИСТИННО КОНСТИТУЦИОННЫМИ И ЧЕСТНЫМИ созиданиями в сфере благородного служения гражданам нашего города-РОССИЯНАМ и в этом ,по-моему личному мнению Вам нет равных.Готов стать активным помощником в Вашихблагородных устремлениях. Мои координаты 89505771101 готов к позитивному и деловому сортудничеству в сферах Вашей деятельности.
    Леонид Шатохин, бывший работник СОВЕТСКОЙ системы ЖКХ. Есть чем поделиться опытом работы…


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.