30 июля 2012 | 2:48:02
Договор на условиях кабалы
Каких только случаев не бывает в нашей с вами жизни! Иногда диву даешься, как нас, несведущих, “разводят” те, кому, видимо, по роду деятельности это положено должностной инструкцией и профессиональным долгом.
“Согласно рекламе в газетах, по телевидению есть фирмы, которые работают по социальной программе по замене старых окон от департамента жилищной политики, — пишет в редакцию читательница Татьяна Васильевна Подосенникова. — Говорят, что такого департамента даже нет… Жалоб, наверное, много, раз уже по телевизору об этом вещают. А люди у нас доверчивые, особенно пенсионеры, думают, что о них заботятся: раз от департамента — значит, это губернаторская программа. А кто-то пользуется этой доверчивостью”.
К таким выводам Татьяна Васильевна пришла, сама заказав окна в фирме, но вовремя спохватилась. “Присылают на дом замерщика, — пишет она, — тот, как правило, обходительный, милый человек, делает замеры и сразу заключает с вами договор. На человека действует все это магически, он расслабляется, теряет бдительность, как под гипнозом подписывает этот договор не читая. В устном порядке замерщик дает информацию, отличную от той, что прописана в договоре. Когда начинаешь читать, то уже поздно — все в производстве, а ты понимаешь, что и по цене дорого, и профиль не тот, и сроки могут растянуться на целый год. А вместо скидки ты еще подписываешь кредитный договор. После такой заботы уже жить не хочется… И такое — на каждом шагу, в любой сфере деятельности. Что творится в нашей стране?”
Наша читательница действительно спохватилась, что условия договора не соответствуют ее представлениям о заключенной с фирмой сделке. И на следующий день после его подписания обратилась в компанию, решив договор расторгнуть. И вот тут началось самое интересное. Она получила от фирмы петицию, подписанную юристом Г., изобилующую образными сравнениями и убедительными примерами и в то же время указывающую потребителю практически в ультимативной форме, что расторжение договора для него просто неприемлемо, поскольку последствия будут катастрофическими.
Стилистика письма сохранена.
“Уважаемый заказчик! Вы только что обратились с заявлением на расторжение договора. Самая распространенная ошибка — считать, что теперь Вам должны вернуть деньги, либо фирме вы ничего не должны. Вы действительно можете расторгнуть договор в любой момент, но при определенных условиях: Закон (юрист ссылается на статью 32 Закона “О защите прав потребителей”. — Ред.) говорит, что если на момент подачи Вами заявления, Ваши изделия (окна, двери, жалюзи и др.) готовы, Вы обязаны нам оплатить их стоимость. Вы не можете просто взять и передумать и ничего не оплачивать — точно так же, взяв кредит в банке, вы не можете передумать его платить. Если Вам вручили это письмо, значит, Ваши изделия готовы. Даже если Вы обратились с заявлением на расторжение в день заключения договора или на следующий день после оформления, Ваш заказ уже ушел в производство. Мы уже понесли расходы…” Далее законник, представляющий фирму, ссылается на пункт договора, который поясняет, сколько стоит проведение замера (1350 рублей), оформление договора, счет-заказа (1029 рублей), переоформление договора (750 рублей каждое). Дороговатые услуги в этой фирме. Сколько же стоит пластиковое окно, если все эти расходы включены в его стоимость?
“Поскольку договор Вами подписан, — продолжает юрист, — это означает, что Вы внимательно ознакомились с его текстом и согласились с каждым перечисленным в его пунктах условием. Обратите внимание, что сроки по договору нами не нарушены, а потому закон полностью на нашей стороне. Общий срок исполнения договора с нашей стороны длительный, но он обоснован (точно так же дом нельзя построить за день), и Вы с ним согласились… При 100-процентной оплате максимальный срок равен 107 рабочим дням (что равно приблизительно 150 календарным дням). При рассрочке (оплата в кредит, по займу) этот срок равен 375 дням. Конечно, мы привезем Вам окна, двери и другой товар гораздо быстрее, но срок для подачи претензий — именно такой. С учетом того, что Ваши изделия готовы — привезти и смонтировать мы их можем в кратчайший срок…”
Странное и противоречивое пояснение — то заказ в производстве, то он уже готов, раз письмо получено. А если исполнитель не изготавливает заказанные изделия до полной выплаты, то почему нельзя отменить заказ на следующий день, ведь расходы будут минимальными? Или у фирмы цель включить в свои расходы все до стоимости бензина и канцелярских товаров, потраченных, к примеру, на эту петицию? И 375 дней на исполнение заказа — это, знаете, даже для элитных окон многовато… Ни один здравомыслящий человек не будет ждать такой срок. Но читаем далее.
“Если оплаченная Вами сумма меньше стоимости изделий, то мы обратимся в суд за принудительным взысканием данной стоимости. Такой иск называется иском о взыскании фактических расходов. В этот иск мы можем включить неустойку по п. 4.2.8. договора — 3% в день. За месяц Ваш долг удваивается. В качестве примера, если Вы нам должны 20 000 рублей, то можете оказаться должны во много раз больше. По закону не важно, что Вам эти окна, двери, жалюзи не нужны, Вы их заказали в другом месте, и ставить их некуда. По Закону важно, что мы эти изделия для Вас изготовили или заказали.
С этим согласен и высший суд в нашем регионе — Кемеровский областной суд. Его позиция для других судов области обязательна. Это означает, что наш иск удовлетворят…”
В высшей степени самонадеянно со стороны рядового юриста из сферы услуг предсказывать, какое решение вынесет суд. По всей видимости, он перепутал — у нас не прецедентное право, как в Америке, и принимать решение по аналогии с похожими делами суд не может, каждый иск должен рассматриваться отдельно. Да и нескромно как-то — “с нами согласен высший суд…” Или это намек на эксклюзивное право фирмы советовать суду?
“Если Вы не станете платить добровольно, деньги с Вас взыщет государственный орган — судебные приставы… Приставы либо арестуют Ваши деньги в банке (например, на сберкнижке), либо придут к Вам домой и заберут Ваше имущество, чтоб его продать на торгах. Также они могут забирать у Вас половину пенсии или зарплаты до тех пор, пока Вы не погасите долг. Это абсолютно законно, так как для нашего государства с того момента Вы будете должником. И должником будете до того момента, пока не погасите долг.
Данное письмо означает, что мы принимаем Ваш отказ от договора, но обязательно обратимся в суд за взысканием наших расходов… Поэтому просим от договора не отказываться. Наша цель — не судиться с Вами, но привезти и установить Вам окна, двери или другой товар. От своего заявления Вы имеете право отказаться”.
Ну, хорошо, что хоть на это потребитель имеет право. После таких писем “с уважением” немудрено, что заказчики просто не хотят связываться, боясь последствий, которые обещает могущественный юрист, и терпят этот “потребительский произвол”. Так что лучше таких фирм избегать. Но в одном автор послания прав, и об этом не устают говорить юристы: не подписывайте никаких договоров, пока внимательно не изучите их условия и не просчитаете последствия сделки, которая может втянуть вас в настоящую кабалу!
Источник: газета «Кузнецкий рабочий«
Вы можете оставить комментарий.
Почему нет названия фирмы?