НАВЕРХ
 

03 февраля 2016 | 10:44:19



Итоги трубного дела: маленький пшик после громких заявлений

Над борьбой государства с коррупцией потешаются не только у нас. Есть старая американская поговорка: «Если я украду кусок хлеба — меня посадят в тюрьму, если я украду железную дорогу — меня посадят в конгресс». На прошлой неделе областное Следственное управление СК РФ дало мне повод вдоволь посмеяться над борьбой с коррупцией в Кузбассе («Пешек – к ответу! А где король?»). Речь об официальной информации, размещённой на сайте следкома в среду, 27 января. В сообщении говорится, что в суд направлено уголовное дело против начальника отдела мониторинга и его заместителя из Комитета ЖКХ, не проследивших за качеством работ подрядчика по замене ржавых труб на новые.

 

 

Кроме того, перед Новым годом осужден начальник участка подрядчика — МП «ССК» Игорь Рагузин, не пожелавший участвовать в афере и сообщивший полиции и прессе («Сибирская Сбытовая Компания»: бюджетные деньги – в трубу?») об имитации части работ по замене труб, – его признали виновным в покушении на кражу четырёх ржавых труб, стоимостью около 10 тысяч рублей. А про ответственность тех, кто сымитировал работу, в результате чего бюджету Новокузнецка был причинён ущерб в 12 миллионов 700 тысяч рублей, – не сказано ни слова!

 

Загадки Следственного управления Кузбасса

 

Информация на официальном сайте следкома изобилует загадками. Либо текст написан для доверчивых идиотов, либо автор не умеет складно излагать информацию.

 

К примеру, нам сообщают: «По версии следствия, в 2014 году в рамках реализации федеральной программы по оптимизации теплоснабжения в Новокузнецке комитетом ЖКХ с подрядной организацией был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы». Так был контракт или это лишь версия следствия? Неужели наши силовики настолько беспомощны, что не могут выяснить элементарного? К тому же, если контракта не было, то не могло быть и преступления: обвиняемые чиновники не должны тогда были бы следить за выполнением незаключённого контракта.

 

А вот ещё одна нескладуха. Практически везде по тексту речь ведётся об одном подрядчике. При этом сообщается: «Одновременно проведены обыски в МП «Сибирская сбытовая компания», ООО «Сибирская промышленно – строительная производственная компания». В организациях была изъята вся финансовая документация, касающаяся исполнения муниципального контракта». Из многочисленных публикаций и табличек на местах замены труб нам известно – работы вела МП «ССК». Но при чём здесь тогда ООО «СПСПК»? Нет ответа! Зачем писать загадками?

 

Вот что, согласно сообщению следкома, выяснилось при расследовании: «С привлечением соответствующих специалистов проведена судебно-строительная экспертиза, в ходе которой полностью были вскрыты участки якобы замененной теплотрассы. Эксперты обнаружили, что работа по замене трубопровода просто имитировалась. На некоторых участках старые трубы зачищались от ржавчины, а затем покрывались краской. Поскольку работы проводились в зимнее время, чтобы краска не сворачивалась, рабочим приходилось сначала нагревать трубы. Также имелись участки, где поверх старых труб укладывались разрезанные части новых. Примечательно, что на момент осмотра экспертами (весной 2015 года) обнаружены участки, где работы вовсе не проводились, а для видимости земля была просто взрыхлена».

 

Вот в чём обвиняют чиновников: «Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность)», «В период с ноября по декабрь 2014 года должностные лица одного из отделов Комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка, курируя работы по замене трубопровода, ненадлежащим образом исполняли свои должностные обязанности. Следователи установили, что обвиняемые в траншеи не спускались, вскрытие участков, засыпанных в их отсутствие, не требовали. Однако акты скрытых работ подписывали в полном объеме».

 

Информация об ущербе рождает новые недоумённые вопросы. Следком: «Комплексом проведенных по делу экспертиз установлено, в результате преступных действий обвиняемых ущерб бюджету г. Новокузнецка составил 12,7 млн. рублей». Получается, что бюджет лишился этой суммы исключительно по вине двух обвиняемых чиновников. А как же подрядная организация, которая имитировала работу, а потом получила за невыполненную работу деньги? Разве действия этих обманщиков не являются преступным мошенничеством?

 

Вместо ответа на приведённые выше вопросы, Следственное управление загадывает нам новую загадку: «Следует отметить, что в ходе расследования уголовного дела причиненный ущерб полностью возмещен. Подрядной организацией, проводившей работы, под контролем надзирающих органов, в том числе правоохранительных, трубы заменены в полном объеме на новые». Но кто возместил ущерб? Обвиняемые чиновники ещё в ходе расследования легко отдали эти 12 с лишним миллионов? Или подрядчик, признавая вину, переделал работу за свой счёт?

 

Возможно дело против подрядчика прекращено в связи с деятельным раскаянием? Может расследование в этой части ещё продолжается? Тогда почему в пространном сообщении не упомянуть об этом хотя бы одной строчкой? А может в Следственном управлении не хотят привлекать к ответу больших начальников и позорить подрядчика – муниципальную компанию?

 

Однако и обвинить следователей в укрывательстве рука не поднимается. Вот же пишут: «Напомним, что по требованию Амана Тулеева от занимаемой должности был освобожден заместитель главы Новокузнецка по ЖКХ Виктор Казека и весь руководящий состав «Сибирской сбытовой компании» (конец цитаты). Но что в Следственном комитете хотят этим сказать: неужели намекают, что губернатор зря выгнал с работы всех этих достойных руководителей, хотя виноваты были только два чиновника комитета ЖКХ?

 

«Спасибо» за спасение горожан и бюджета

 

Веет несправедливостью и от приговора начальнику участка МП «ССК» Игорю Рагузину. Который заявил, что не желает участвовать в имитации, чем испортил отношение с руководством, после чего попался при попытке сдать в металлолом 4 (четыре) ржавые трубы из той самой теплотрассы, где красили, рыхлили и клали сверху обрезки. Речь о тех старых трубах, которые всё-таки поменяли.

 

В суде Рагузин объяснил, что у него не было корыстного умысла. Деньги он не собирался класть в свой карман – средства необходимы были на производственные нужды. Начальник участка планировал потратить эти 10 тысяч рублей на техническое обслуживание и ремонт сварочного оборудования (замена масла, фильтров, свечей зажигания). Кроме того, подсудимый поделился с судом своим впечатлением о том, что один из руководящих работников МП «ССК» специально выжидал, когда строптивый сотрудник будет вывозить металлолом.

 

В суде выступили работники МП «ССК», которые рассказали, что начальник участка Игорь Рагузин, как до сдачи демонтированных труб, так и после задержания, говорил им, что вырученные деньги собирался потратить на нужды своего участка.

 

Дальше я считаю необходимым процитировать несколько абзацев из приговора суда. Те места, где свидетели подтверждают отсутствие корысти у подсудимого. Судья Татьяна Белова добросовестно изложила их в приговоре, после чего признала неравнодушного работника муниципального предприятия преступником.

 

«Свидетели … в суде показали, что работают в МП ССК слесарями по обслуживанию тепловых сетей. Свидетели каждый месяц обращались к Рагузину для получения денежных средств на покупку мелких расходных материалов и он выдавал их из «своего кармана». Рагузин говорил, что деньги он берёт со сдачи б/у металлолома с объектов, где производился демонтаж старых труб. Начальник участка неоднократно делал заявки в организацию, но денег на приобретение расходного материала не выделяли».

 

«Свидетель пояснила, что на участке бывали случаи сдачи металлолома своими силами с разрешения начальства, вырученные деньги тратились на покупку бытовых товаров (холодильники, микроволновки, чайники, покупались расходные материалы для рабочих нужд, мелкого ремонта техники). Все покупки производились лично работниками участка, чеки отдавали начальнику».

 

«Свидетель … в суде показал, что… бытовым снабжением предприятие не занимается, осуществляет поставку материалов непосредственно для работы. Деньги на нужды участков, канцелярские принадлежности и прочие бытовые нужды получали со сдачи металлолома с разрешения руководства и службы безопасности… Денежные средства выдавались на руки на пункте приёма лома металла, выписывалась квитанция и полученные от реализации металлолома деньги шли на техническое обслуживание, ремонт сварочного оборудования, который фактически не является каким-либо техническим ремонтом, однако участок постоянно нуждается в таком обслуживании. О наличии какой-либо документации, регламентирующей порядок сдачи металлолома, свидетелю не известно».

 

Однако, другой свидетель – начальник отдела снабжения МП «ССК» поклялся в суде, что с ремонтом оборудования (эту работу за плату делают для МП «ССК» предприниматели) и со снабжением расходными материалами на предприятии дело поставлено очень хорошо. От себя добавлю: речь об организации, которая имеет огромные долги и давно находится на грани банкротства.

 

А судья, давая оценку словам Рагузина и свидетелей защиты, повела себя так. Поверила подсудимому: «Фактически Рагузин признал, что своими действиями совершил покушение на хищение чужого имущества, однако дал этому свою оценку, мотивировав свои действия необходимостью получения денежных средств для нужд участка». Не поверила: «Поскольку из чеков усматривается только сумма, потраченная на приобретение…» (помните, рабочие сдавали чеки). И отмела за ненадобностью: «Доводы подсудимого и свидетелей защиты… не влияют на квалификацию содеянного и не оправдывают действий Рагузина».

 

Получается, что Рагузин, словно Деточкин из фильма «Берегись автомобиля», тратил деньги на добрые дела. Но они оба распорядились деньгами и закону плевать на что они их потратили. Из приговора Рагузину: «Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершённого преступления, суд не находит».

 

Дальше хочу обратить внимание читателей на два момента.

 

Первый. Трубы – не горсть монет, в карман не спрячешь. Одни погрузили ржавое старьё, другой отвёз трубы на базу приёма металлолома, третий попытался сдать. А сам Рагузин спокойно рассказывал о своих планах коллегам. И никто не сказал: я не буду этим заниматься – поймает служба безопасности, узнает руководство. Никто не предостерёг Рагузина. Но ведь кража – тайное хищение чужого имущества. Такое отсутствие страха быть пойманным, на мой взгляд, лишний раз подтверждает искренность слов свидетелей о том, что такая сдача металлолома была на предприятии обыденным делом и благословлялась руководством.

 

И я догадываюсь, почему судья не признала чеки, хотя такое признание не мешало постановлению ею обвинительного приговора (помните, закону плевать пропил ты похищенное или потратил на добрые дела). Думаю, потому, что признание систематических краж в МП «ССК» повлекло бы новое уголовное дело. Руководителей МП «ССК» пришлось бы обвинять в соучастии (разрешили!) или халатности (проглядели!).

 

Момент второй. Когда Рагузин и свидетели защиты по сути обвинили руководство в отсутствии нормального снабжения комплектующими и бытовыми приборами, последовало только одно, судя по приговору, оправдание – снабжение комплектующими прекрасное! А как же нормальные условия труда рабочих? Мне не раз приходилось делать фоторепортажи о плановых и экстренных ремонтах, проводимых работниками МП «ССК». Труд простых рабочих лёгким не назовёшь: часто на морозе, в парящей теплотрассе, в грязи и тесноте… И, по словам свидетелей, только благодаря Рагузину в бытовках появились чайники (чтобы согреться чайком), микроволновки (разогреть обед) и холодильники (сохранить «забутовки»). И это не опровергается руководством предприятия! Вот плохое снабжение комплектующими – опровергается. А отсутствие заботы о бытовых условиях рабочих – нет. Словно рабочие в Муниципальном предприятии «Сибирская Сбытовая Компания» рабы и нечего тут опровергать.

 

В итоге Игоря Рагузина суд признал виновным в покушении на кражу, приговорил к штрафу в 8 тысяч рублей и освободил от наказания по амнистии, объявленной в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. На приговор мирового судьи Татьяны Беловой осуждённый и его адвокат подали апелляционную жалобу. По второй инстанции дело будет рассматривать федеральный суд Центрального района. Здесь в прошлом году уже защитили Игоря Рагузина – восстановили на работе, когда МП «ССК» после истории с четырьмя ржавыми трубами уволило его за утрату доверия («Уволенного сотрудника «ССК» восстановили на работе»). Надеюсь, оправдают и сейчас.

 

Помнится, что расследование простого (один эпизод!) уголовного дела о покушении на хищение четырёх ржавых труб, пролежавших в земле около 20 лет, тянулось долго потому, что не могли найти хозяев этого гнилья. А если нет потерпевшего – нет и дела: имущество ничьё! Но потом власть напряглась и потерпевшим объявил себя Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Новокузнецка.

 

Но, напомню, что перемычки между контурами Центральной и Кузнецкой ТЭЦ, где имитировалась работа и похищались 4 трубы, власть восстанавливала с идеей спасения в холода потребителей одной ТЭЦ (в случае аварии на ней) за счёт помощи от другой. Заявлялось, что такая идея возникла после аварии на ЗапсибТЭЦ («Взрыв на ЗапсибТЭЦ. «Населению говорить ничего не стоит»). В общем, ради того, чтобы люди не замёрзли в сибирские морозы в случае ЧП.

 

Правда, многие специалисты скептически относятся к возможности каждой из двух ТЭЦ поделиться теплоносителем друг с другом в случае аварии. Самим мощностей едва хватает! Думаю, что и злодеи, придумавшие аферу с имитацией работы, понимали: перемычки между ТЭЦ никогда реально использованы не будут и обман не вскроется. Однако, Игорь Рагузин поломал им планы.

 

Но, если верить заверениям власти о способности перемычек спасти горожан в беде, то Игорь Рагузин – дважды герой! Спас бюджету 12 с лишним миллионов рублей и спас горожан от опасности замёрзнуть в сибирские морозы, если случится беда. А то и трижды герой: если финансированием своего участка за счёт сдачи металлолома обеспечил его бесперебойную работу и достойные условия труда и отдыха рабочих. Стоило ли при таких обстоятельствах всеми силами тащить спасителя и героя на скамью подсудимых? Стоило ли мэрии писать заявление? Он спас городу 12 миллионов, а его осудили за десять тысяч реально не похищенных рублей (речь о покушении на кражу, трубы сдать не успели).

 

Когда мне омерзительны потерпевшие

 

В судах я часто наблюдаю, как не сходятся в приговорах и решениях Дух и Буква закона. Вроде бы правильно применены все нормы права, а душу не покидает чувство несправедливости. Это хорошо показано в фильме «Берегись автомобиля»: симпатии зрителя на стороне подсудимого Деточкина, а не потерпевших. То же самое я чувствую и в ситуации с Игорем Рагузиным. Мне кажется, что здесь власть сделала всё, чтобы испортить себе репутацию, потерять лицо.

 

А на фоне открытого вопроса об ответственности организаторов аферы по имитированию работ на 12 с лишним миллионов рублей, дело осуждённого Рагузина и обвиняемых в халатности работников Комитета ЖКХ выглядит издевательством над справедливостью, двойными стандартами, местью разоблачителю…

 

В первые дни скандала с трубами, чиновники Кузбасса высокого ранга с грозным видом говорили с телеэкранов решительные слова о непримиримой борьбе с коррупцией. Были уволены руководители МП «ССК» и заместитель главы города по ЖКХ. Придумали даже термин: «Синдром Казеки». Нам обещали честное расследование и справедливое возмездие. И что? Если последние события и есть обещанная кара виновным невзирая на ранги, то я чувствую себя сильно обманутым. На ум приходят мысли про козлов отпущения, поиск крайних и отвлечение внимания на рядовых виновников (которые недоглядели) и оставлении в тени организаторов коррупционного скандала.

 

Власть в Кузбассе опять теряет репутацию. Но ей не привыкать!

 

Автор: Михаил Зеленчуков

 

Источник: NK-TV.COM

Тэги: , ,
Вы можете оставить комментарий.

Комментарии

  1. Аноним:

    Кто бы сомневался что будет маленький пшик.

  2. Аноним:

    Рагузин -благодетель,прям не смешно даже.. вор и алкаголик, и все работники это знают…

  3. Лапоть:

    Да ладно вам, должен же в истории быть хоть один положительный персонаж. Рагузин на эту роль очень походит. Ну а то, что сказочка с действительностью на сходится, так на то это и СКАЗКА.


Напишите свой комментарий к этой новости:

Представьтесь, пожалуйста, либо оставьте поле пустым для анонимного комментария:

Внимание: IP-адрес автора комментария будет отображен рядом с именем автора. Тем не менее, Вы можете оставить анонимный комментарий без указания имени.